Психологическое просвещение педагогов

«Эффективность доверительных отношений»

Тема сегодняшней встречи с вами – эффективность доверительных отношений в системе «учащийся» – «педагог». Каждое учебное заведение не только дает знания учащимся, но и обеспечивает их всестороннее развитие. Реализуя единство обучения и воспитания, преподавателями учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их отношение к учению и к самому себе.

Истоки доверительности и доверительных отношений развивают стремление человека к мирному диалогу, к позитивному разрешению конфликтов и проблемных ситуаций на основе привязанности, откровения и уважения к другому человеку. С этико-философской позиции доверительность определяется как общечеловеческая нравственная ценность, основанная на вере, любви и дружбе, на отношениях бескорыстной взаимной поддержки и привязанности, на нравственных постулатах христианской этики. Идеи о доверии как регуляторе нравственных отношений позволили определить доверительные отношения как добровольное ненасильственное проявление, как универсальную форму взаимности между людьми на основе «истинности», честности, искреннего принятия другого человека.

Свобода общения, равенство в общении – это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов педагогического общения, которое влечет за собой создание доверительной атмосферы, «доверительного общения», общения, при котором происходит добровольное открытие своего внутреннего «Я» другому, «видеть Другого», «слышать Другого», «принимать Другого», «помогать Другому», «видеть себя в роли Другого», «не теряя при этом собственного «Я». Цель общения – приобщение учащегося к взрослому, к преподавателю; организация их единых совместных действий или обретение их духовной общности, поскольку каждый партнёр должен открыться другому, в своих намерениях, возможностях, целях, устремлениях, идеалах, чтобы, зная все это, мог согласовать свои действия с действиями мудрого взрослого. Вот почему высшей формой общения является дружба, которая предполагает допустимую откровенность каждого перед другим как другом, ибо, если я введу в заблуждение или хотя бы просто наглухо закроюсь от моих партеров, они не найдут со мной «общего языка» и совместные действие окажется неудачным».

Известный французский философ и писатель Альбер Камю писал: «Свободен тот, кто может не лгать». В общении с учащимися важно не вмешиваться в их внутренний мир, не оскорблять чувство достоинства, не ущемлять их потребности, одним словом, ценить не только свою свободу, но и свободу учащегося «которая ему по плечу». Обучающиеся и педагоги должны ставить на первое место ту свободу и ту раскованность, которые освобождают человека духовно, которые создают предпосылки для позитивного отношения к ситуации, к жизни, к занятиям.

Комфортное состояние напротив создает установку «предрасположенности» к общению, формирует состояние предвосхищения определенного объекта (или ситуации) и обеспечивает целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к заданному объекту. При отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных компонентов свободного доверительного отношения, например такого, как комфорт или восприятие другого таким, какой он есть, доверительное общение – переходит в авторитарный стиль. Авторитарное отношение к учащимся со стороны педагогов провоцирует их на недоверие, соответствующую грубость и даже жестокость к более слабым. Иногда грубость, неуважительное отношение к мнению других культивируются в педагогической среде. Находясь под таким влиянием, учащиеся, копируют их действия. Известно, что установка на авторитарный стиль общения «отдаляет учащегося от педагога», приводит к отчуждению, отторжению, замыканию в своих проблемах, возникновению барьеров в общении и отношениях не только с педагогом, но и с родителями. Недостаток доверия рождает еще больший его дефицит, сразу и вдруг доверительные отношения построить невозможно, доверие строится постепенно, медленно. Но для возникновения доверительных отношений между объектом деятельности или субъектом общения недостаточно лишь одной установки. На основе установок возникает наиболее известный и значимый в педагогической деятельности эффект ореола, первого впечатления, стереотипизации, первичности и новизны.

Рекомендации по снижению учебной тревожности (которая является одним из ведущих компонентов синдромов «хронической неуспешности» и «ухода от деятельности»)

  1. Обеспечить обучающемуся сферу успеха, самореализации.
  2. Ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
  3. Не ставить «слабого» обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  4. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  5. Не заставлять таких обучающихся воспроизводить новый, только что изученный материал.
  6. Осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам относится к ним очень болезненно.

Как преподавателю следует поддерживать самооценку обучающихся:

  • Бережно относиться к женской гордости и к мужскому достоинству.
  • Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности.
  • Помнить, что все обучающиеся испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять их.
  • Исключить ситуации в учебной деятельности, способные вызвать у обучающихся страх, фрустрационные состояния, например: « Я тебя отчислю из колледжа».
  • Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.
  • Относиться к обучающемуся любого возраста как к субъекту совместной деятельности.
  • Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.
  • Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач обучающегося в учении, поведении, отношениях.
  • Отказаться от правил часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.
  • Отказаться от прямого противопоставления обучающихся друг другу.
  • Не «пилить» и не ругать при всей группе.
  • Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко как нечто неожиданное.
  • Называть всех обучающихся по именам и добиваться этого в общении обучающихся друг с другом.
  • Постоянно подчеркивать, что отношения в группе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению – это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.

Педагог – психолог:

Г.Н. Полховская