Школа начинающего преподавателя

Работа с молодыми специалистами сегодня является приоритетным направлением в деятельности любого образовательного учреждения.

Начало новой деятельности сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.

Возникает необходимость получить поддержку опытного педагога, который готов оказать практическую и теоретическую помощь, научить секретам профессии, желанию учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом педагогического коллектива.

Грамотно построенная работа с начинающим преподавателем уже с первого дня его пребывания в учреждении образования – один из факторов успешного вхождения в профессиональную среду.

Для обеспечения качества учебного процесса, адаптации молодых специалистов в колледже на протяжении многих лет работает «Школа начинающего преподавателя» (далее – Школа), которая является одной из форм управления деятельности преподавателя и представляет собой постоянно действующую систему повышения методической грамотности педагога.

Утвержден план работы Школы (первый и второй год обучения), занятия проводятся один раз в месяц.

В работе школы получила широкое развитие система наставничества, которая рассматривается как форма обучения и передачи накопленного опыта и знаний с целью помочь новому работнику развить профессиональные навыки и достичь необходимого уровня профессионализма.

Цели и задачи:

  • оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
  • создание условий для становления квалифицированного и технически грамотного специалиста;
  • вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь организации с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в организации;
  • адаптация молодого специалиста в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в организации;
  • формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности;
  • повышение качества подготовки и квалификации молодых специалистов, постоянное совершенствование форм и методов наставничества;
  • снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;
  • создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.

Наставничество организуется на основании приказа директора о назначении наставников и утверждении состава школы начинающего преподавателя на 2020/2021 учебный год.

Контроль за деятельностью наставников осуществляется методистом колледжа. Наставники колледжа имеют первую и высшую квалификационную категорию, обладают высоким уровнем профессиональной подготовки, развитыми коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Обладают опытом воспитательной и методической работы, имеют стабильные результаты в педагогической деятельности, готовы делиться профессиональными умениями.

Педагог-наставник совместно с начинающим преподавателем разрабатывает индивидуальный план наставничества, в течение всего периода обучения обеспечивает качественную и своевременную педагогическую поддержку.

В процессе совместной работы изучаются деловые и нравственные качества молодых преподавателей, их отношение к проведению занятий, увлечения, наклонности. Организованно ознакомление с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к преподавателям, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности на рабочем месте.

Проводится необходимое обучение, контроль и оценка самостоятельного проведения учебных занятий, участие в работе цикловых комиссий.

Организована индивидуальная помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий.

Осуществляется консультирование и контроль за выполняемой работой начинающего преподавателя, оказывается помощь в возникающих затруднениях. Опытные наставники личным примером развивают положительные качества молодых преподавателей, привлекают к участию в общественной жизни коллектива колледжа.

Молодые педагоги постоянно работают над повышением своего профессионального мастерства, овладевают практическими навыками, новыми технологиями, передовыми методами и формами работы. Повышают квалификацию удобным для себя способом, совершенствуют свой общеобразовательный и культурный уровень.

Практикуются посещения учебных занятий своих наставников и других преподавателей колледжа.

Начинающие преподаватели проявляют интерес к использованию современных информационных технологий.

Наставник подводит итоги работы профессиональной адаптации молодых преподавателей, дает соответствующее заключение о результатах.

Показателем оценки эффективности работы педагога-наставника является адаптация молодого преподавателя, готовность к осуществлению профессиональной педагогической деятельности на новом качественном уровне.

Анализ проведенных занятий показал высокую оценку деятельности начинающих преподавателей. В своей работе применяют:

  1. Современные информационные технологии.
  2. Укрепление междисциплинарных связей.
  3. Осуществляют пропаганду здорового образа жизни, профилактику возникновения вредных привычек.
  4. Совершенствуют и углубляют полученные знания.
  5. Повышают профессиональный уровень и общий кругозор.
  6. Грамотно организуют коллективную деятельность учащихся в сочетании с индивидуальным творчеством.

Результатом правильно организованной в колледже системы наставничества является закрепление начинающих преподавателей на рабочих местах, снижение текучести кадров и повышение мотивации к установлению длительных профессиональных отношений.

Методист

В.Ф.Татаревич