Памятка по профилактике суицидального поведения подростков и лиц юношеского возраста

Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая — это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь — это непоправимая трагедия.

Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.

Как понять, что ребёнок решился на самоубийство?

Если ребёнок всерьёз задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

  1. Словесные признаки.

Молодой человек часто размышляет о своём душевном состоянии, при этом: прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»; косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»; много шутит на тему самоубийства; проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

  1. Поведенческие признаки.

Подросток может: раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами; демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

— в еде — есть слишком мало или слишком много;

— во сне — спать слишком мало или слишком много;

— во внешнем виде — стать неряшливым;

— в учебной деятельности — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения со сверстниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

— замкнуться от семьи и друзей;

— быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадёжность.

  1. Ситуационные признаки.

Подросток или юноша может решиться на самоубийство, если он: социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным; живёт в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема); ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального; предпринимал раньше попытки суицида; имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей); слишком критически настроен по отношению к себе.

При проведении беседы рекомендуется:

— внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

— правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

— не выражать удивления услышанным и не осуждать ребёнка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

— не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живётся лучше других;

— высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребёнка ощущать себя ещё более ненужным и бесполезным;

— постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

— не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

— стремиться вселить в подростка надежду;

— она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Если замечена склонность к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьёзность намерений и чувств ребёнка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить ребёнка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

Семейная дезорганизация — главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца — также могут быть причинами суицидального решения.

Рекомендации родителям:

*ни в коем случае не оставлять нерешёнными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребёнка; *анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

*учить ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;

*воспитывать в ребёнке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

*не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

*не иронизировать над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

*обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни;

*записать соответствующие номера телефонов; записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств

  • Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
  • Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
  • Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
  • Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
  • Заблуждение 5. Чужая душа — потёмки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
  • Заблуждение 6. Существует некий тип людей, склонных к самоубийству.
  • Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
  • Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Самоубийство ребёнка часто бывает полной неожиданностью для родителей. Помните, дети решаются на это внезапно!