Некоторые представления о суициде
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
- Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
- Суицид занимает 8 место в списке причин смерти. Больше людей убивают себя, чем других. Суицид возглавляет список причин насильственных смертей.
- Разговоры о суициде не повод, чтобы наложить на себя руки.
- Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
- Уровень самоубийств выше в старшей возрастной группе, чем в любой другой.
- Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодёжи. Первое — это несчастные случаи, хотя некоторые из них могут рассматриваться как суицид, например, разбившийся насмерть водитель-одиночка.
- За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодёжи.
- Мужчины в три раза чаще по сравнению с женщинами совершают самоубийства, однако, женщины в четыре раза чаще по сравнению с мужчинами предпринимают попытки суицида.
- Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.
Некоторые причины суицидов среди подростков и лиц юношеского возраста:
Что заставляет молодых, физически здоровых и с виду благополучных людей резать вены, глотать смертельные дозы таблеток, вешаться и прыгать с крыш высотных домов?
Потери
- Разрыв романтических отношений
В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений — травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за позой презрения — чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа «время лечит» или «есть и другие» обидны для чувства молодого человека и отражают неприятие их реальности.
- Смерть любимого человека
Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьёй горе часто отодвигает подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.
- Смерть домашнего животного
Считается, что только собаке подросток или страдающий человек может сказать все. Она и слушает, и любит, и никогда не осудит. А что если эта собака умрёт?
- Потеря работы
Для многих подростков «работа» означает зрелость и независимость.
- Потеря «лица»
Несбывшиеся ожидания от чего-то важного для них.
Давления
- Давление со стороны сверстников
Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; побуждение к сексу; музыкальные пристрастия.
- Давление родителей
Успех; деньги; выбор учебного учреждения; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители, которые хотят быть «друзьями»; скорее проповеди, чем примеры.
Низкая самооценка
- 1. Физическая непривлекательность
Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной. А какие страдания доставляют юношеские прыщики на лице!
- 2. Второсортность
Ощущение комплекса неполноценности.
4. Одежда
Под влиянием средств массовой информации и распространённой среди подростков манеры одеваться, подросток оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить.
6. Неуспешность в учёбе
Часто «гениальность» старшего брата или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу подростка.
- Недостаток общения
Многие подростки чувствуют себя настолько изолированными и одинокими, что уверены, что никто им не поможет и никто не позаботится о них. Так это или нет на самом деле, не имеет значения. Суть в том, как они это воспринимают, страдая в молчаливой изоляции.
- Бесперспективность и безнадёжность
Нередко подростки вместо того, чтобы с надеждой смотреть в будущее, подавлены чувством безысходности. Угроза ядерного уничтожения сознательно, либо подсознательно, присутствует в умах многих молодых людей.
Проявление предсуицидального поведения
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость;
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
- погружённость в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее;
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
- пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
К внешним проявлениям относятся:
- тоскливое выражение лица (скорбная мимика);
- тихий монотонный голос, замедленная речь;
- краткость ответов, отсутствие ответов;
- ускоренная экспрессивная речь;
- общая двигательная заторможенность, бездеятельность;
- стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
- эгоцентрическая направленность на свои страдания.
Рекомендации педагогам
Если человек, на ваш взгляд, изменился в поведении, внешнем виде, эмоциональном реагировании:
1.Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
2.Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
3.Говорите искренне.
4.Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.
5.Помогите молодому человеку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию.
- Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
- Помогите понять, что присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.
- Кураторские часы могут быть посвящены проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье.
Укрепление желания жить – цель суицидальной интервенции, то есть оперативного вмешательства педагога в типичных ситуациях!