Памятка по профилактике суицидального поведения подростков

Некоторые представления о суициде

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

  1. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
  2. Суицид занимает 8 место в списке причин смерти. Больше людей убивают себя, чем других. Суицид возглавляет список причин насильственных смертей.
  3. Разговоры о суициде не повод, чтобы наложить на себя руки.
  4. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
  5. Уровень самоубийств выше в старшей возрастной группе, чем в любой другой.
  6. Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодёжи. Первое — это несчастные случаи, хотя некоторые из них могут рассматриваться как суицид, например, разбившийся насмерть водитель-одиночка.
  7. За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодёжи.
  8. Мужчины в три раза чаще по сравнению с женщинами совершают самоубийства, однако, женщины в четыре раза чаще по сравнению с мужчинами предпринимают попытки суицида.
  9. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.

Некоторые причины суицидов среди подростков и лиц юношеского возраста:

Что заставляет молодых, физически здоровых и с виду благополучных людей резать вены, глотать смертельные дозы таблеток, вешаться и прыгать с крыш высотных домов?

Потери

  1. Разрыв романтических отношений

В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений — травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за позой презрения — чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа «время лечит» или «есть и другие» обидны для чувства молодого человека и отражают неприятие их реальности.

  1. Смерть любимого человека

Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьёй горе часто отодвигает подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.

  1. Смерть домашнего животного

Считается, что только собаке подросток или страдающий человек может сказать все. Она и слушает, и любит, и никогда не осудит. А что если эта собака умрёт?

  1. Потеря работы

Для многих подростков «работа» означает зрелость и независимость.

  1. Потеря «лица»

Несбывшиеся ожидания от чего-то важного для них.

Давления

  1. Давление со стороны сверстников

Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; побуждение к сексу; музыкальные пристрастия.

  1. Давление родителей

Успех; деньги; выбор учебного учреждения; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители, которые хотят быть «друзьями»; скорее проповеди, чем примеры.

Низкая самооценка

  1. 1. Физическая непривлекательность

Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной. А какие страдания доставляют юношеские прыщики на лице!

  1. 2. Второсортность

Ощущение комплекса неполноценности.
4. Одежда

Под влиянием средств массовой информации и распространённой среди подростков манеры одеваться, подросток оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить.
6. Неуспешность в учёбе

Часто «гениальность» старшего брата или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу подростка.

  1. Недостаток общения

Многие подростки чувствуют себя настолько изолированными и одинокими, что уверены, что никто им не поможет и никто не позаботится о них. Так это или нет на самом деле, не имеет значения. Суть в том, как они это воспринимают, страдая в молчаливой изоляции.

  1. Бесперспективность и безнадёжность

Нередко подростки вместо того, чтобы с надеждой смотреть в будущее, подавлены чувством безысходности. Угроза ядерного уничтожения сознательно, либо подсознательно, присутствует в умах многих молодых людей. 

Проявление предсуицидального поведения

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погружённость в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
  • пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.

К внешним проявлениям относятся:

  • тоскливое выражение лица (скорбная мимика);
  • тихий монотонный голос, замедленная речь;
  • краткость ответов, отсутствие ответов;
  • ускоренная экспрессивная речь;
  • общая двигательная заторможенность, бездеятельность;
  • стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
  • эгоцентрическая направленность на свои страдания.

Рекомендации педагогам

Если человек, на ваш взгляд, изменился в поведении, внешнем виде, эмоциональном реагировании:

1.Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

2.Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».

3.Говорите искренне.

4.Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.

5.Помогите молодому человеку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию.

  1. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
  2. Помогите понять, что присутствующее чувство безопасности не будет длиться вечно.
  3. Кураторские часы могут быть посвящены проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье.

 

Укрепление желания жить – цель суицидальной интервенции, то есть оперативного вмешательства педагога в типичных ситуациях!