МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования

Основная задача государственной политики в области воспитания определена Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: «Воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества». Реализация государственных задач в области воспитания настоятельно диктует необходимость поиска новых содержательных и технологических принципов ее организации в учреждениях образования. В этой связи приоритетным направлением идеологической и воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования, должно быть формирование у обучающихся умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе. Это позволит обучающимся ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищенными, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, народом, соблюдать и уважать законы своей страны. С этой точки зрения значимость информирования трудно переоценить. Научить пользоваться информацией, извлекать ту, которая будет влиять на формирование интеллектуальных качеств обучающихся, их гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если перед учреждением образования поставлена задача системно влиять на формирование информационной культуры обучающегося. Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в условиях учреждений образования является информационный час. Информационный час — форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование гражданской позиции, политической и информационной культуры обучающихся, расширение их кругозора, социализацию личности, что предполагает восприятие социального опыта, преемственность и сохранение национальных традиций и исторического наследия, участие в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. Цель информационного часа — помочь учащимся ориентироваться в потоке событий, выработать активную гражданскую позицию, почувствовать собственную социальную значимость, осознанно участвовать в общественной жизни страны, отстаивать личные интересы с учетом собственной позиции.

Информационный час — это возможность предоставить обучающимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении литературы, газет и журналов, сохранить любознательность. Это еще и возможность получить обратную связь в виде мнения и оценок обучающимися тех или иных событий, явлений, происходящих в стране, мире. Информационные часы проводятся один раз в неделю. Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год. В зависимости от объема предлагаемого материала, количества рассматриваемых тем, формы рассмотрения информационные часы подразделяются на обзорные и тематические. Обзорный информационный час — это краткий обзор основных общественно значимых политических, социально-экономических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в регионе, стране и мире: • внутренняя государственная политика (тенденции развития общества, изменения в законодательстве, экономические достижения, наиболее значимые республиканские и региональные мероприятия, проблемные вопросы, возникшие в различных отраслях, и пути их решения); • внешняя государственная политика (национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики, расширение интеграционных процессов в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, развитие таможенного союза, позиция Республики Беларусь в решении международных конфликтов); • наиболее значимые события, произошедшие за рассматриваемый период в мире; • глобальные экологические проблемы и пути их решения; • новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта Республики Беларусь, СНГ и других стран мира. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут. Тематический информационный час посвящен одной теме и используется для более глубокого обсуждения определенной актуальной проблемы. Очень важно научить обучающихся самостоятельно вносить предложения по актуализации тем для рассмотрения и отбирать нужный материал для информационного часа. Тематические часы по времени могут быть более длительными — до 45 минут. Организация информационных часов в учреждениях образования требует тщательной работы как на этапе подготовки, так и на этапе проведения. Этап подготовки 1. Определение темы информационного часа, постановка целей и задач. Формальный подход к выбору темы ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников. 2. Определение формы проведения информационного часа. 3. Определение модератора (ведущего). Это может быть классный руководитель, куратор учебной группы, преподаватель или один из наиболее подготовленных обучающихся, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. 4. Распределение подтем информационного часа между его участниками. 5. Разработка плана подготовки и проведения информационного часа. 6. Разработка вопросов, конкретизирующих тему. Вопросы должны быть направлены на всестороннее раскрытие выбранной темы. 7. Определение персональных и коллективных заданий для участников информационного часа с учетом уровня их подготовки и индивидуальных особенностей развития. 8. Комплексное методическое обеспечение, в том числе подбор актуальных материалов по теме. Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. При подборе материалов необходимо учитывать основные критерии отбора информации: актуальность; объективность; значимость; достоверность; оперативность; убедительность. Обучающимся необходимо научить взвешенно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности. Классный руководитель (куратор группы) осуществляет контроль, по необходимости, участвует в подборе актуального материала. 9. Подготовка наглядных материалов — пособий, аудио- и видеосюжетов, при необходимости (и по возможности), работа в Интернете. Современный классный руководитель (куратор группы), являясь активным пользователем компьютера и Интернета, готовит мероприятия с мультимедийным сопровождением в виде презентаций Power Point, видеороликов, слайд-шоу, подготовленных с помощью программы MovieMaker, программы обработки графических изображений FhotoShop. Значительно повышает интерес к освещаемой проблеме использование собственных материалов участников (мультимедийных презентаций, тематических фотоколлажей, видеосюжетов и т.д.). Это привлекает внимание обучающихся к обсуждаемой теме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения. 10. Определение инструментария оценки эффективности проведения информационного часа. При проведении информационного часа необходимо учитывать следующие принципы: • информационный час должен быть мобильным; • тема занятия должна быть актуальной, а информация для обсуждения — своевременной, интересной, ненавязчивой и убедительной; • при подготовке к выступлению большое внимание следует уделять статистическим данным, • при представлении материалов необходимо активно использовать наглядность, современные технологии (мультимедийные презентации, фото¬видео- аудиоматериалы и т.д.); • информация, которую предлагают модератор и выступающие, должна быть оперативной и, в большинстве своем, неизвестной для аудитории; • предлагаемая информация должна быть беспристрастной. Модератор и выступающие не должны высказывать своих политических пристрастий; • информационный час должен развивать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Большое значение при подготовке информационного часа имеет умение пользоваться основными источниками информации. Средства массовой информации могут стать значимыми помощниками педагогов в освещении событий, происходящих в нашей стране, формировании адекватного отношения к тем или иным событиям, происходящим в мире. В первую очередь это государственные печатные издания. Интернет Этот источник информации заслуживает сегодня особого внимания. Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем, Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество — возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу. Использование данного источника информации способствует освоению современных информационных технологий, совершенствованию информационного и организационно-методического обеспечения проведения информационного часа, обеспечению активного взаимодействия между всеми участниками; стимулирует к более полному содержательному наполнению и постоянному обновлению информации. Телевизионные передачи Эффективным и интересным для аудитории является использование в рамках выступлений материалов документальных и хроникальных фильмов, информационно-аналитических передач, ток-шоу, интервью (рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеоматериала). Важно акцентировать внимание пользователей на тех информационных телепрограммах, которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня как в нашей стране, так и во всем мире. Своевременное предупреждение обучающихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приобщать молодежь к систематическому просмотру таких телепрограмм как «Панорама», «Время», «Вести», «Сегодня», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее актуальных сегодня для нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья. При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится инфочас, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала. Периодическая печать Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Однако монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей резко снижает интерес пользователей к поставленной проблеме. При подготовке материала очень важным является изучение актуальных публикаций, касающихся рассматриваемой темы. Для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, различных таблиц, схем, диаграмм и др. Печатные издания Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные молодежные организации» и другая подробная литература — неотъемлемый инструментарий в воспитании информационной культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Важно доступным языком объяснить сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря пользователей. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например: «Время, события, люди», «Планета», под рубрикой «Твой политический словарь»). В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет работник библиотеки. Необходимо, чтобы библиотекарь провел для обучающихся краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у обучающихся четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. В дальнейшем рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил обучающихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал для изучения на информационном часе достойные внимания учащихся материалы и документы. Радиопередачи Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц могут быть с успехом использованы в ходе подготовки к выступлениям. Техническая доступность организации аудиопрослушивания позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных радиостанций перед каждым очередным выступлением активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм. Для проведения информационного часа могут привлекаться информационно-пропагандистские группы (ИПГ), информационные центры (при наличии). В их задачи входит: • информационно-просветительская работа среди обучающихся; • организация мероприятий, в том числе методических (акции, семинары, консультации и др.); • приглашение на информационные часы компетентных специалистов; • размещение информации о своей деятельности на интернет-страницах учреждения образования с целью оповещения обучающихся, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом; • участие в мероприятиях с курирующими и равнопартнерскими организациями своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения. Этап проведения Ход информационного часа координирует модератор (ведущий). Он сообщает тему, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих. При проведении инфочаса важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения обучающегося ведущий предусматривает для группы возможность: задать вопросы выступающему; дополнить сообщения иными фактами, примерами; обменяться мнениями; сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу. После завершения всех выступлений и дискуссий модератор (ведущий) подводит итог информационного часа. Формы проведения информационных часов «Информация +» — одна из наиболее распространенных форм информирования обучающихся по определенной схеме с событиями, произошедшими в стране и мире (внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь; тенденции развития России и стран СНГ, события в странах дальнего зарубежья, развитие межгосударственной политики, новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта). Помимо изложения материала по теме, выступающий демонстрирует фото- и видеоматериалы. «Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из участников, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами, освещенными в СМИ. «Спрашивали — отвечаем» — форма информационного часа по заранее отобранным наиболее актуальным для молодежи вопросам. Предварительно собираются сведения о том, какие события современной жизни заинтересовали обучающихся больше всего. Полученные вопросы распределяются между участниками, затем подбирается материал и готовятся выступления. «По страницам молодежных СМИ» — поочередное выступление обучающихся с обзором и обсуждением наиболее интересных материалов общественно-политического характера, помещенных в молодежных изданиях. «Беседа за «круглым столом» — форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней с приглашением компетентных в данной области специалистов — представителей государственных органов, организаций, учреждений и предприятий. Беседа может быть начата тематическим выступлением модератора или гостя информационного часа, а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого обучающиеся дополняют сообщение, задают вопросы, обмениваются мнениями. В заключение формулируются выводы по теме. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими обучающимися. «Политическая дискуссия» — тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов (например, «Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?»). Участники заранее делятся на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. Такая форма работы формирует у участников умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения. «Информационный ринг» — форма информационного часа, когда участники делятся на две группы и готовят информацию по одной теме. В процессе занятия команды уточняют сообщения друг друга, задают вопросы. «Как это было» — форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых культурно-исторических событий. Большая роль отводится модератору, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин.) и посвящящаьтся конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания обучающихся по данному вопросу. Рекомендуется использование мультимедийной презентаций, фотоиллюстраций, видеоматериалов и т.п. «Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный биографиям и профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики популярных у нас в стране и за рубежом. «Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. «Журналисты» и «фотокорреспонденты» интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусств и т.д. «Фотокамера смотрит в мир» — информационный час в форме демонстрации фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения. Разнообразие форм информационных часов обеспечивает постоянный интерес учащихся к событиям в стране, мире, помогает им сформировать собственную позицию на основе политического характера. Оценка качества проведения информационных часов Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами молодежи и деятельностью обучающихся, заинтересованности и эмоциональности модератора, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями. Качество проведения информационных часов оценивается по критериям внутренней и внешней эффективности: Инструментарием оценки внутренней эффективности информационных часов являются анкеты, отзывы обучающихся, которые они пишут по итогам проведения информационных часов. Внешнюю эффективность — интеллектуальную и духовно-нравственную ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам; использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения — оценивает лицо, ответственное за организацию и проведение идеологической и воспитательной работы в учреждении и/или в данном структурном подразделении. Результативность проведения информационных часов анализируется на заседаниях органов, координирующих и контролирующих идеологическую и воспитательную работу в учреждении образования. По результатам проведенной работы классным руководителям (мастерам, кураторам учебных групп) выдаются рекомендации по дальнейшему планированию и улучшению данного вида деятельности. При необходимости тематический план проведения информационных часов корректируется в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций. Грамотное проведение информационных часов является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь государства, чем и объясняется столь пристальное внимание к технологии и содержанию данного мероприятия.