Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2018/2019 учебном году»

Методические рекомендации

«Особенности организации социальной, воспитательной и

идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2018/2019 учебном году»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Программно-планирующая документация воспитания.

3.2. Мониторинг качества социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования.

3.3. Организационно-методическая деятельность.

IV. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4.1. Идеологическое воспитание, развитие информационного пространства.

4.2. Гражданское и патриотическое воспитание.

4.3. Поддержка и развитие молодежных инициатив, ученического самоуправления, сопровождение одаренных учащихся.

4.4. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

4.5. Профилактика противоправного поведения учащейся молодежи. Духовно-нравственное воспитание.

4.6. Семейное и гендерное воспитание.

4.7. Профессиональное образование в интересах устойчивого развития. Экономическое воспитание.

4.8. Деятельность социально-педагогической и психологической службы. Защита прав и законных интересов учащихся.

4.9. Формирование культуры быта и досуга в условиях общежития.

4.10. Организация и проведение «Профессиональных суббот».

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

6.1. Перечень нормативных правовых документов, информационно-аналитических материалов по актуальным направлениям социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования.

6.2. Методические рекомендации по применению критериев и показателей эффективности идеологической и воспитательной работы с обучающимися, педагогическими работниками в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Роль молодежи в современном обществе возрастает, поскольку ее рассматривают в качестве стратегического ресурса государства. Именно молодежь способна активно реагировать на инновации, предлагать нестандартные пути решения проблем, стремиться к совершенствованию.

Обеспечение высокой эффективности идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью – одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед педагогическими коллективами учреждений образования.

В учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь создана и функционирует целостная система идеологической и воспитательной работы в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Воспитательная работа в сфере профессионального образования имеет ряд особенностей:

— профессиональная направленность воспитания учащихся;

— формирование социально-профессиональных компетенций в процессе получения профессии;

— развитие технического и творческого мышления в соответствии с модернизацией производств и технологий, изменениями в содержании труда;

— совершенствование системы оценки качества воспитания и развития личности.

 

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Приоритет идеологического воспитания закреплен в основных нормативных правовых документах Министерства образования Республики Беларусь: Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг., подпрограмме «Молодежная политика» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 гг., на основе которых осуществляется организация воспитательной работы на учебный год (Приложение 1).

Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам воспитания также доступны на сайте Министерства образования (https://edu.gov.by, раздел «Система образования»: вкладки «Идеологическая работа и воспитание»), учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (https://ripo.unibel.by, разделы «Идеология и воспитание»).

 

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Программно-планирующая документация воспитания.

Система планирования воспитательной работы в учреждении образования включает:

1. Программу воспитательной работы учреждения образования, которая разрабатывается на пять лет, принимается на заседании Совета учреждения образования и утверждается руководителем.

2. План воспитательной работы учреждения образования – разрабатывается на учебный год, обсуждается и принимается на заседании Совета учреждения образования, утверждается руководителем.

3. План воспитательной работы куратора учебной группы – разрабатывается на учебный год с учетом Плана воспитательной работы учреждения образования, утверждается заместителем директора по воспитательной работе.

4. План воспитательной работы воспитателя – разрабатывается на учебный год с учетом Плана воспитательной работы учреждения образования, утверждается заместителем директора по воспитательной работе.

5. План работы социально-педагогической и психологической службы учреждения образования на учебный год, который является разделом плана воспитательной работы учреждения образования.

6. План работы учебно-методического объединения кураторов учреждения образования и др.

В новом учебном году следует усилить контроль за деятельностью кураторов учебных групп, воспитателей общежитий в вопросах планирования их деятельности в соответствии с Планом идеологической и воспитательной работы учреждения образования.

Основой для планирования на учебный год является анализ работы за предшествующий учебный год, информационно-аналитические справки и отчеты о выполненной работе, основные направления воспитательной работы и мероприятия Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать результаты мониторинга эффективности воспитательной работы, ежегодно проводимого в учреждении образования.

Научно-методическое обеспечение воспитания в учреждениях профессионального образования должно включать:

методическую документацию, к которой относятся методики воспитания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма;

учебно-методические пособия (к использованию в воспитательном процессе допускаются учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – РИПО), по отдельным направлениям работы – разработанные научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» и государственным учреждением образования «Академия последипломного образования»);

информационно-аналитические материалы (материалы, справки, отчеты, информационные письма, содержащие статистическую и аналитическую информацию, доклады и иные материалы по организации воспитательной и идеологической работы).

Обращаем внимание руководителей учреждений ПТО и ССО на необходимость своевременной актуализации научно-методического обеспечения воспитательного процесса. Подробная информация о новых учебно-методических пособиях регулярно размещается на новостной ленте республиканского портала «Профессиональное образование».

Для эффективного решения задач воспитания, вовлечения учащихся в разнообразную конструктивную содержательную деятельность, необходим богатый арсенал форм и методов воспитательного воздействия, использование которых позволяет мобилизовать, организовать и активизировать деятельность учащихся. С этой целью в учреждениях профессионального образования республики оуществляется экспериментальная и инновационная деятельность по основным направлениям воспитания, в ходе которой анализируются затруднения и противоречия в существующей практике воспитательной работы, разрабатываются и внедряются новые подходы в решении тех или иных задач. С целью повышения эффективности соответствующей деятельности в октябре 2018 года будет проведен республиканский семинар-совещание «Внедрение результатов экспериментальной и инновационной деятельности как условие повышения эффективности воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования».

По результатам апробации экспериментальных и инновационных проектов формируется банк лучших практик воспитания, размещенных на сайте «Идеология и воспитание» Республиканского портала «Профессиональное образование», также публикуются в электронном журнале «Воспитание. Личность. Профессия» (www.ripo.unibel.by) и в сборниках методических материалов.

3.2. Мониторинг качества социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования.

Мониторинг выступает в качестве системного способа оценки качества воспитательного процесса с целью его изучения, оценки, прогноза, развития позитивных и предупреждения негативных процессов и определения перспективных направлений развития личности обучающихся. В процессе обработки информации используются методы количественного и качественного анализа, выявление и интерпретацией полученных результатов. Результаты мониторинга направлены на:

1. Выявление эффективного и неэффективного использования педагогических ресурсов для реализации задач воспитания.

2. Выявление проблем, препятствующих достижению целей воспитания.

3. Создание базы данных о состоянии воспитательного процесса, необходимой для принятия управленческих решений.

4.Оценку качества методического обеспечения воспитательного процесса.

5.Прогнозирование и разработку программ воспитания личности.

Системное изучение эффективности идеологической и воспитательной работы в условиях учреждений профессионального образования осуществляется по основным параметрам:

1. Личностное развитие (уровень воспитанности) обучающихся как показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования (личностные параметры).

2. Качество организации идеологической и воспитательной работы в учреждении профессионального образования (системные параметры).

Результаты мониторинга позволяют оценить эффективность форм, способов, приемов воспитательного воздействия, определить соответствие личностных и поведенческих характеристик нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, являются основой для постановки целей, конкретизации задач, планирования и совершенствования содержания идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью.

Во исполнение пункта 3.2.2. приказа Министра образования Республики Беларусь «Об организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования и мерах по повышению ее эффективности» от 14.11.2016 г. № 902 актуализированы методические рекомендации по применению критериев и показателей эффективности идеологической и воспитательной работы с обучающимися, педагогическими работниками в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования (Приложение 2).

3.3. Организационно-методическая деятельность.

В 2018-2019 учебном году в целях научно-методического обеспечения воспитательного процесса, повышения профессиональной компетентности субъектов воспитания учреждений ПТО и ССО, обмена положительным педагогическим опытом планируется организация и проведение мероприятий:

— республиканское инструктивно-методическое совещание «Актуальные направления идеологической и воспитательной работы в 2018/2019 учебном году» (в формате видеоконференции, август-сентябрь 2018 года);

— республиканский семинар-практикум для заместителей директоров по воспитательной работе «Эффективные подходы к организации индивидуальной профилактической работы в учреждениях профессионального образования» (май 2019 года);

— целевые курсы повышения квалификации для заместителей директора по воспитательной работе, кураторов учебных групп, специалистов СППС: «Организационно-методические основы деятельности СППС учреждений образования»; «Стратегия развития системы воспитания и социализации учащихся в учреждениях профессионального образования»; «Формирование ценностного отношения к жизни, ответственного и безопасного поведения у учащихся»; «Создание инклюзивного образовательного пространства в учреждении профессионального образования»;

— переподготовка по специальность: 1-09 01 73 «Информационно-идеологическая и воспитательная работа в учреждениях образования» с присвоением квалификации «Специалист по идеологической и воспитательной работе» (заочная форма получения образования, срок обучения: 18 месяцев).

 

IV. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4.1. Идеологическое воспитание, развитие информационного пространства.

Основное внимание в новом учебном году необходимо обратить на эффективность идеологического воспитания учащихся, направленного на формирование ценностных ориентаций молодежи, отвечающих конкретным актуальным интересам государства, общества, определяющих объективное отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком своего места в обществе.

Важнейшим условием эффективности идеологического воспитания является формирование у учащихся уважительного, бережного отношения к государственным символам как неотъемлемой части уважения к своей стране, ее прошлому и настоящему. Необходимо должное внимание уделять наполнению и актуализации наглядной агитации в учреждениях профессионального образования, особое внимание уделить оформлению уголков государственной символики.

Формирование мировоззренческих основ личности осуществляется в процессе привлечения учащихся к общественной жизни страны путем поддержки и участия в государственных мероприятиях, патриотических акциях, волонтерском движении, встречах с представителями государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. К проведению информационно-пропагандистской работы в учреждениях образования рекомендуется активно привлекать представителей общественного объединения «БРСМ», успешных выпускников, руководителей базовых предприятий.

Значимым условием эффективности идеологического воспитания является развитие информационного пространства воспитательной работы, особая роль в этой деятельности отводится развитию сайта учреждения образования. Вся информация об идеологической и воспитательной работе должна быть доступной, привлекать учащихся, вызывать желание принять участие в мероприятиях, присоединиться к молодежным акциям, высказывать свои идеи, убеждения. При этом администрации учреждений образования необходимо осуществлять постоянный контроль за содержательным наполнением разделов сайта, проводить предварительную экспертизу размещаемой на нем информации.

При организации воспитательной работы необходимо активнее использовать информационно-коммуникативные технологии с целью создания мультисенсорной интерактивной среды воспитания с потенциальными возможностями педагога и учащегося. Это предполагает создание совместно с учащимися видеороликов, мультимедийных презентаций, электронных газет, проведение радио- и теле-часов по актуальным проблемам в молодежной среде.

Информационное пространство учреждения образования необходимо организовать таким образом, чтобы каждому учащемуся нашлось место в этой деятельности. Это могут быть виртуальные мастерские, музеи, экспозиции, электронная библиотека, информационные или электронные журналы. Позитивно зарекомендовали такие формы работы, как ведение форумов, блогов педагогами учреждений образования. Для активизации деятельности в интернет-пространстве рекомендуется создавать официальные группы учреждений образования в социальных сетях; уделять внимание формированию культуры общения учащейся молодёжи в социальных сетях, привлекая к этой деятельности актив учащихся.

Необходимо уделить особое внимание проведению мероприятий по обеспечению информационной безопасности учащихся, формированию у них критического мышления, совершенствованию умений работать с информацией, учиться противостоять кибербулингу, троллингу и иным негативным проявлениям в информационном пространстве.

Существенным информационно-методическим ресурсом являются научно-методические журналы «Профессиональное образование», «Выхаванне і дадатковая адукацыя», «Диалог», электронный журнал «Воспитание. Личность. Профессия», которые следует активнее использовать в работе с педагогами и учащимися

 

4.2. Гражданское и патриотическое воспитание.

В новом учебном году необходимо продолжить работу по формированию у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни, бережного отношения к истории отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям народа – любви к малой Родине.

Для формирования активной гражданской позиции, воспитания чувства патриотизма и национального самосознания учащихся целесообразно обеспечить участие в республиканских акциях: «За любимую Беларусь!», «Беларусь – моё Отечество», «Ганаруся табой, Беларусь!», «Будущее страны – за молодежью!», «Собери Беларусь в сердце своем», и др. В УПТО, УССО требуется еженедельно проводить мероприятия по освещению общественно-политических событий. Особый акцент при организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования следует сделать на формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь: участие в республиканской акции «Служим Беларуси!»; военно-патриотических медиа-программах «Служба в вооруженных силах – мой долг перед Отечеством!», «Почетное звание – солдат Беларуси», «Есть такая профессия – родину защищать».

Особое внимание следует уделить мероприятиям, посвященным Году малой Родины, направленным на формирование у учащихся положительного отношения к своему Отечеству, чувства любви и привязанности к родным местам, в том числе участие в республиканской патриотической акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся»; республиканской акции «Мой любимый город»; краеведческого проекта «Мая Беларусь»; историко-этнографических и пешеходных экскурсий по родному краю «Памятные места нашего города», «видео- и фоторепортажей «Мой город», «Мае мясціны»; исследовательских проектов «Пад небам Бацькаўшчыны», проведение кураторских часов «Край, где ты живёшь», тематические вечера «Моя малая родина» и др.

В новом учебном году необходимо принять участие в республиканской патриотической акции «Не меркнет летопись побед памяти верны», посвященной 75-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Следует уделить внимание активизации клубной и кружковой работы, оформлению на базе музеев тематических выставок, экспозиций, уроков мужества, организации встреч с ветеранами.

Целесообразно расширять рамки традиционного музея, используя его виртуальные формы: «музей-экспозиция», «музей-мастерская», что позволяет создавать отдельные страницы и размещать архивные хроники, воспоминания участников и очевидцев событий Великой Отечественной войны.

В целях формирования патриотических качеств учащихся, ценностного отношения к наследию белорусского народа необходимо уделить внимание организации мероприятий, посвященных юбилейному XXV Дню белорусской письменности, празднование которого в текущем году пройдет 2 сентября в городе Иваново Брестской области (тематические выставки, виртуальные форумы, арт-проекты и др.).

 

4.3. Поддержка и развитие молодежных инициатив, ученического самоуправления, сопровождение одаренных учащихся.

Сегодня государство рассматривает молодёжь как самую инициативную, динамичную, предприимчивую часть населения, у которой есть желание создавать новое, искать наиболее успешные решения. Учреждениями образования всех уровней оказывается всесторонняя поддержка деятельности первичных организаций ОО БРСМ, созданы необходимые материально-технические условия для работы (аренда помещений, предоставление информационных площадей, средств коммуникативной связи и другое).

В новом учебном году особое внимание необходимо больше внимания уделять реализации молодежных общественно значимых инициатив и проектов, вовлекать молодежь в социальную практику и информировать о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечивать поддержку талантливой, научной, творческой и предпринимательской активной молодежи. Повышению качества работы по идеологическому воспитанию будет способствовать внедрение интерактивных форм работы (форумы, видеоконференции, открытые диалоги и др.).

Задача системы профессионального образования состоит в том, чтобы воспитать специалиста, способного к организаторской деятельности, инициативного, творческого, умеющего нести ответственность не только за себя, но и за коллектив. В решении этой задачи в новом учебном году УПТО и УССО следует более активно использовать потенциал молодежных общественных организаций, ученического самоуправления. Важно, чтобы вся жизнь обучающихся стала школой гражданского и нравственного становления, активного участия их в общественной жизни страны.

Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому обучающемуся принимать участие в организаторской деятельности, уметь сочетать личные и групповые интересы.

В УПТО и УССО сложилась определенная структура ученического самоуправления, включающая постоянные органы – Совет учащихся, Совет лидеров, Совет колледжа, Старостат, Совет группы и др. или временные, созданные для организации и проведения конкретных акций, традиционных дел и праздников. Для координации деятельности органов ученического самоуправления в учреждениях профессионального образования могут создаваться отдельные сектора для работы по разным направлениям. Следует отражать деятельность органов ученического самоуправления в соответствующем разделе на сайте учреждения образования.

Ученическое самоуправление должно проводить деятельность согласно годовому плану работы, обеспечив регулярное проведение заседаний, решения которых отражаются в протоколах. В учреждении образования должно быть положение, регламентирующее деятельность органов самоуправления, в котором цели и задачи должны отражать общую стратегию развития, основные принципы деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления.

При организации работы учреждениям, реализующим программы ПТО и ССО, следует комплексно подходить к формированию системы самоуправления, при этом не смещать акцент работы органов ученического самоуправления только на досуг, не отождествлять формы ученического самоуправления и молодежные общественные организации (объединения). Учащиеся должны иметь возможность участвовать в разработке локальных актов учреждения образования на основе партнерских отношений.

Самоуправление играет большую роль в формировании активной гражданской позиции, гражданского самосознания, развитии лидерских качеств у обучающихся. С этой целью рекомендуется организовывать обучение активистов всех курсов через «Школу лидера», кружки и клубы «Лидер», поводить тренинги личностного роста и лидерского саморазвития «Правила моей жизни», «Секрет лидера», «На шаг впереди!». Целесообразно разработать систему преемственности «поколений активистов», чтобы в случае выпуска обучающихся из учебного заведения, которые несколько лет возглавляли эту работу, была подготовлена равноценная замена с целью развития традиций ученического самоуправления.

Целесообразно использовать новые интересные для молодежи формы работы: квесты, игры: «Форт Боярд», «Неспортивно-Креативное ориентирование», проекты, имиджевые акции: «Поколение МЫ», «От идеи – к действию», «Молодёжная инициатива» (сборник методических материалов «Современные подходы к развитию молодежных инициатив в учреждениях профессионального образования» С.Р. Бутрим [и др.]; под ред. О.С. Поповой, С.Р. Бутрим. — Минск: РИПО, 2017).

В настоящее время актуализированы социальные функции учреждения образования, обозначена приоритетность создания условий для наиболее полного выявления и развития потенциальных возможностей и самоактуализации каждого учащегося. Сопровождение одаренных учащихся в новом учебном году должно осуществляться посредством создания в каждом учреждении образования воспитывающей среды, адекватной реальным интересам и потребностям личности, вовлечения одаренных учащихся в социально-значимую деятельность, работу общественных объединений, органов ученического самоуправления.

Особое внимание необходимо уделить организации психологического сопровождения конкурсантов на протяжении всех этапов подготовки к участию в международных конкурсах (WorldSkills International, «Таланты XXI века», «Невские берега»), включающего интенсивную доконкурсную подготовку, обеспечение психологически комфортной среды, способствующей продуктивной деятельности конкурсантов. Психологическое сопровождение должно быть направлено на формирование позитивной установки на участие в конкурсе; развитие эмоциональной устойчивости, обучение способам саморегуляции эмоционального состояния, выработку навыков мобилизации в стрессе, формирование уверенности в своих силах, нацеленности на успех. Целесообразно разрабатывать комплексные программы психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся.

С целью реализации мероприятий Программы действий, направленной на активизацию работы заинтересованных по поиску и продвижению талантливой молодежи (утв. заместителем Премьер-министра Республики Беларусь В.И.Жарко № 05/206-168/170 от 11 мая 2018 года), необходимо обеспечить:

— популяризацию творческих достижений талантливой молодежи из числа учащихся учреждений образования (п.3.8);

— проведение мероприятий, презентующих потенциальным работодателям способности, таланты и достижения граждан, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи (п.4.2);

— разработку программ стажировок и организацию обучения (стажировок) за пределами Республики Беларусь для талантливых обучающихся (п.4.3);

— размещение информации на официальных сайтах учреждений образования презентации передового педагогического опыта и творческого использования его в педагогической и творческой деятельности, лучших достижения учащихся (п.6.4),

— создание на официальных сайтах учреждений образования тематических разделов, посвященных творческим достижениям обучающихся (п.6.5).

4.4. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

В ходе реализации мероприятий государственной молодежной политики необходимо обеспечить проведение мероприятий, ориентированных на противодействие табакокурению, употребления алкоголя, формирование положительных установок на здоровый образ жизни, личной ответственности обучающихся за состояние своего здоровья, том числе в рамках международных и республиканских Дней здоровья, республиканских акций («Здоровый я – здоровая страна», «Неделя спорта и здоровья», «Молодежь против табака», «Брось курить и стань успешным!», «Скажем «нет» алкоголизму» и др.), проведение информационно-образовательных кампаний (акции, брифинги «Здоровый город», «Молодёжь Беларуси против ВИЧ и СПИДа», «Правила здорового питания», «Влияние вредных привычек на репродуктивное здоровье человека» и др.).

Необходимо продолжить ознакомление участников образовательного процесса с правилами безопасного поведения на воде; проводить выступления агитбригад в осенне-зимний период по разъяснению опасности выхода на тонкий лед; организовать тематические встречи и тренинги совместно с сотрудниками ОСВОДа; освещать на информационных порталах учреждений, страничках в социальных сетях правила безопасного поведения на воде и льду, оказания первой помощи пострадавшим в ходе реализации Плана мероприятий по предупреждению гибели людей на водах на 2016-2018 годы.

При организации работы по профилактике употребления учащимися психоактивных веществ, включая наркотические вещества, оказанию всесторонней помощи несовершеннолетним, необходимо руководствоваться инструктивно-методическим письмом «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством» (утв. Заместителем Министра Республики Беларусь Р.С.Сидоренко 14.12.2017 г.), согласно которому УПТО и УССО принимают участие в реализации начального и завершающего этапа комплексной реабилитации, вносят предложения в индивидуальную программу реабилитации и обеспечивают ее реализацию в своей части.

При формировании антинаркотического барьера у учащихся УПТО и УССО рекомендуется использовать современные формы работы (конкурс социальных видеороликов «Выбор молодежи – быть здоровым»; акций «Творчество против наркотиков», «Спайс=смерть», «Молодежь против наркотиков!»); методическое пособие «Профилактика зависимого поведения обучающихся» (В. А. Горбатюк [и. др.]; под общ. ред. О. С. Поповой, В. А. Горбатюк – Минск: РИПО, 2018.), в котором представлены основные направления и формы работы субъектов воспитательной работы по профилактике наркотической, алкогольной, табачной и компьютерной зависимости.

В новом учебном году необходимо усилить работу по обучению учащихся правилам безопасного поведения и реагирования при угрозе жизни и здоровью в экстремальных ситуациях, пожарной безопасности, при любых формах посягательства на половую неприкосновенность с использованием тренингов; интернет-конференций, дискуссий, тематических родительских собраний с приглашением специалистов: психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов.

В целях профилактики суицидоопасного поведения необходимо усилить работу по предупреждению потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой в соответствии с Комплексом мер по профилактике суицидального поведения населения Республики Беларусь на 2015-2019 годы.

Необходимо обеспечить своевременное выявление учащихся, склонных к суицидоопасному поведению (с учетом их личностных особенностей, модели поведения, признаков неблагополучных условий проживания в семье, кризисных ситуаций или негативных жизненных событий и т.д.). Организацию работы с данной категорией учащихся следует осуществлять в соответствии с алгоритмом действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению. Важным аспектом деятельности является оказание систематизированной социально-педагогической поддержки и психологической помощи учащихся, склонных к суицидоопасному поведению и совершившими попытку суицида/ парасуицида в соответствии с индивидуальными планами помощи, включающими пункты социальной, педагогической и психологической реабилитации учащегося и его социального окружения.

С целью совершенствования работы УПТО и УССО по пропаганде ценностного отношения к жизни, профилактике суицидоопасного поведения учащейся молодежи важно обеспечить проведение мероприятий в рамках месячника по профилактике суицидоопасного поведения (с 10 сентября по 10 октября), а также декады, недели (с марта по апрель), направленных на обучение учащихся методам бесконфликтного общения и саморегуляции, психологической устойчивости к негативным воздействиям окружающего социума, развитию безопасного ответственного поведения во взаимодействии с медицинскими работниками, сотрудниками МВД, представителями Белорусской Православной Церкви, специалистами по вопросам опеки и попечительства, юристами и др.

В рамках месячника рекомендуется проводить мероприятия позитивной направленности: промо-акции, флешмобы («За нами будущее», «Живи. Твори. Рисуй»), турниры («Мое будущее – в моих руках!», «Кубок ценностей жизни»), игры-квесты или Foot-quest («Крутая жизнь», «Моя жизнь – тайная комната», «Лучшие моменты жизни…»), тренинговые программы, представленные в методическом пособии «Формирование ценностного отношения к жизни у обучающихся учреждений профессионального образования» (Н. А. Болтянова – Минск: РИПО, 2017).

 

4.5. Профилактика противоправного поведения учащейся молодежи. Духовно-нравственное воспитание.

Главная цель педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся – это создание в учреждениях образования воспитывающей среды, способствующей снижению количества правонарушений, препятствующих распространению в молодежной среде негативных социальных явлений. В связи с этим, должна быть развернута интенсивная превентивная и профилактическая работа по популяризации законопослушного образа жизни среди учащихся и их законных представителей (открытая кафедра «Правовое общество», форум-театр «Последствия необдуманных действий», родительские конференции и семинары «Семья без насилия» и др.); по поддержке и развитию правоохранительного движения, деятельности молодежных и детских объединений охраны правопорядка.

В 2018/2019 учебном году основными задачами правового воспитания учащихся УПТО и УССО должны выступить формирование высокого уровня законопослушания, устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и преступлениям, усиление мер по предупреждению противоправного поведения во исполнение комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования профилактике противоправного поведения (утверждено Министром образования Республики Беларусь и Временно исполняющим обязанности по должности Министра внутренних дел Республики Беларусь от 27.10.2017г.), а также плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2016-2020 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 20.01.2016 г. № 37).

Важным аспектом воспитательно-профилактической работы УПТО и УССО является индивидуальная профилактическая работа с учащимися, совершившими противоправные действия. Обращаем внимание на внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 200-З от 31 мая 2003г. (в ред. от 09.01.2017г. №18-З), согласно которому введен термин «несовершеннолетние, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР)».

Индивидуальная профилактическая работа начинается со дня получения учреждением образования или иной организацией, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, документа, являющегося основанием для проведения индивидуальной профилактической работы. Основаниями для проведения ИПР являются:

— заявление несовершеннолетнего либо его родителей, опекунов или попечителей об оказании им помощи по вопросам, относящимся к компетенции органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— приговор, решение, постановление или определение суда;

— постановление комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.

Следует отметить, что ИПР в отношении несовершеннолетних прекращается по решению руководителя органа, учреждения или иной организации, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при наличии оснований, предусмотренных частью пятой седьмой статьи закона.

Для обеспечения качественной организации ИПР в УПТО и УССО рекомендуется разрабатывать индивидуальные программы профилактической работы с несовершеннолетними, направленные на решение проблем, повлекших совершение противоправного поступка основными субъектами воспитательной работы учреждения образования. Целесообразно привлекать к работе с учащимися ИПР активистов ученического самоуправления, ПО ОО «БРСМ» на основе принципа «равный обучает равного».

В каникулярный период во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами власти необходимо предусмотреть различные формы вторичной занятости учащихся (особенно, склонных к совершению противоправных поступков), включение в студенческие отряды, трудовые бригады и т.п.

В целях предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних необходимо взять на особый контроль случаи отчисления несовершеннолетних, в отношении которых в соответствии с законодательством проводится индивидуальная профилактическая работа, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, из учреждения образования без письменного согласия комиссии по делам несовершеннолетних, обеспечить выполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 15.02.2018 № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся».

Обращаем внимание, что при осуществлении деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики) необходимо обратить внимание на изменения и дополнения в Положении о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 27 ноября 2017 г. № 146). В соответствии с данным положением заседания совета профилактики необходимо проводить не реже одного раза в месяц; решения заседания совета профилактики считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третьих членов его состава. Необходимо обеспечить рассмотрение на заседаниях совета профилактики вопросов о проведении первичной профилактической работы среди учащихся кураторами учебных групп, воспитателями; конкретных мероприятий по предупреждению случаев противоправного, суицидоопасного поведения учащихся; итогов проведения информационно-просветительских кампаний, месячников и др.

Необходимо обеспечить реализацию профилактической деятельности во взаимодействии с иными государственными структурами и общественными объединениями по организации доступного рационального досуга и занятости учащейся молодежи в вечернее время, предвыходные и выходные дни, каникулярный период («Спортивные танцы», «Вместе вокруг света», «Секреты бывалого туриста», «Спортивный триумф» и др.).

Вопросы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи являются достаточно актуальными для современного общества. Целесообразно при планировании воспитательной работы использовать мероприятия, направленные на формирование у обучающихся нравственных чувств и моральных качеств: совестливости, милосердия, сочувствия и сопереживания, любви, долга, доброты, честности, справедливости, вежливости, трудолюбия и др. (акции «Под знаком добра и любви», «Ангел в твоем сердце» и др.). При формировании духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи необходимо расширить сотрудничество УПТО и УССО с методическими кабинетами епархиальных структур по реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы в регионах.

В 2018/2019 учебном году учреждениям профессионального образования необходимо обратить внимание на активизацию в социальных сетях просветительской деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи, профилактику вовлечения учащейся молодежи в религиозные организации деструктивной направленности; рассмотреть вопросы пополнения библиотечных фондов книгами нравственной направленности, обеспечить регулярное обновление тематических выставок духовно-нравственной направленности, развивать читательский интерес у учащейся молодежи; обеспечить проведение на постоянной основе образовательных экскурсий для учащихся по святым и историческим местам.

Необходимо развивать деятельность волонтерских отрядов по организации шефства над детскими домами, центрами коррекционно-развивающего обучения, школами-интернатами; участия учащихся в благотворительных акциях по оказанию помощи инвалидам и детям с особенностями психофизического развития, одиноким гражданам, ветеранам войны и труда («Чудеса на Рождество»; «Дорогой Добра»; «Милосердие без границ», «Поделись своим теплом», «Доброе сердце», «Инклюзивный мир» «Забота», «Ветеран», «Обелиск» и др.).

 

4.6. Семейное и гендерное воспитание.

Традиционно семья в жизни каждого человека выступает как основной социализирующий и воспитывающий институт. В новом учебном году в учреждениях ПТО и ССО необходимо продолжить работу по семейному воспитанию, используя проведение информационно-просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение престижа семьи, формирование ответственного материнства и отцовства, популяризацию идеи многодетных семей, гендерному воспитанию: конкурсы (исследовательских работ «Семейные династии»; эссе «Мое первое воспоминание о маме/папе», мультимедийных презентаций «Все начинается с матери!»); инфо-сессии («Семья, семейные отношения, воспитание детей»), фокус-группы («Ценность семьи: взаимопонимание, дети, традиции» и др.).

Особое внимание следует уделять проведению информационных кампаний в целях формирования нетерпимости к проявлению жестокого обращения в семье, семейного насилия, в том числе – в отношении детей (проведение ролевых игр по решению проблемных ситуаций, жизненных историй, брифингов, тренингов «Дом без насилия», «Конфликты и пути их разрешения»). При выявлении случаев жестокого обращения в семье, семейного насилия необходимо руководствоваться «Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних», разработанного Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел.

Необходимо продолжить работу по социально-педагогической поддержке и психологической помощи семейным учащимся, имеющих детей, но не состоящих в браке (клубов молодой семьи «Основы семейного мира» «Молодая семья», материнских школ «Ценность семьи»); формированию ценностного отношения к семье и осознанному родительству, институту брака у учащихся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, продолжить практику устройства данных учащихся на патронатное воспитание (практические занятия «Мой жизненный путь», эссе «Моя будущая семья», «Я – мама/папа» и др.).

В целях повышения качества воспитательной работы по семейному, гендерному воспитанию учащейся молодежи, обеспечению гендерного равенства в республике Беларусь в 2018/2019 учебном году в УПТО и УССО обеспечить проведение мероприятий в рамках выполнения Плана информационно-просветительского сопровождения вопросов демографического развития Республики Беларусь на 2018-2020 годы (утв. Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, председателем Национального комитета по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь В. И. Жарко 24.05.2018 № 38/223-184/82).

 

4.7. Профессиональное образование в интересах устойчивого развития. Экономическое воспитание.

Устойчивое развитие требует изменений в мышлении и способах действия, причём ключевую роль в обеспечении таких изменений играет образование. Образование в интересах устойчивого развития оказывается не только предпосылкой достижения устойчивого будущего, но и приоритетным и опережающим его средством, т.е. переход к устойчивому развитию начинается со становления образования в интересах устойчивого развития и формирования нового глобально-устойчивого сознания.

Экологическая составляющая является одним из превалирующих направлений в интересах устойчивого развития. Следует также обратить внимание на междисциплинарные связи, которые позволят реализовать идеи устойчивого развития через различные дисциплины и перенести их на практику, помогут синтезировать профессиональные навыки.

В 2018/2019 учебном году в интересах устойчивого развития необходимо активизировать воспитательную работу по формированию у будущих специалистов ценностей экологической культуры, мотивации к сохранению окружающей среды, развитию ответственного отношения к окружающему миру и результатам своей деятельности. С этой целью рекомендуется проводить кураторские часы и беседы «Взаимосвязь экологии и энергосбережения», «Особенности энергоснабжения учреждений профессионального образования», экологические акции и проекты «Энергоэффективность в интересах устойчивого развития», «Ветроэнергетика»; научно-практические конференции среди учащихся «Город будущего».

Целью современного экономического образования является формирование высокого уровня экономического мышления и привитие навыков рационального экономического поведения, создание предпосылок для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

В 2018/2019 учебном году учреждениям ПТО и ССО целесообразно организовывать мероприятия по популяризации предпринимательства как поведенческой модели и жизненной стратегии, активизировать работу по созданию бизнес-компаний и бизнес-инкубаторов (на примере УО «Копыльский государственный колледж»), деятельность которых регламентируется локальными нормативными документами: решение совета учреждения о создании бизнес-компания, положение о бизнес-компании, бизнес-план. Бизнес-компания учреждения образования может осуществлять деятельность по производству материальных ценностей и интеллектуальных продуктов (за исключением деятельности, которая в соответствии с действующим законодательством, является лицензионной). Не следует отождествлять бизнес-компании и бизнес-проекты, которые обучающиеся представляют на различные конкурсы. Педагогическим коллективам необходимо осуществлять поддержку молодежных инициатив, в том числе привлекая учащихся к участию в республиканских конкурсах и акциях: молодежном конкурсе «100 идей для Беларуси», стартап-мероприятий, тренингов «Молодежное предпринимательство», «Поиск бизнес-идей», работу кружков, клубов и факультативов экономической направленности («Бизнес-клуб», «Предприниматель» и др.).

 

4.8. Деятельность социально-педагогической и психологической службы. Защита прав и законных интересов учащихся.

При планировании в 2018/2019 учебном году деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (далее – СППС) следует осуществлять диагностическую, информационно-просветительскую, профилактическую, консультационную деятельность, коррекционно-развивающую работу, защиту прав и законных интересов учащихся, направленную на предупреждение и преодоление проблем, выявленных по итогам работы за предыдущий учебный год, а также, с учетом особенностей социально-педагогической характеристики учреждения образования.

Педагогам социальным и педагогам-психологам при осуществлении своей профессиональной деятельности необходимо обратить внимание на планирование и реализацию конкретных форм работы с учетом целевой аудитории, сроков исполнения; разграничение функций специалистов СППС согласно должностным обязанностям и квалификационным требованиям; качественное ведение журналов консультаций, осуществление консультационной деятельности (размещение информации о времени консультирования в информационном пространстве учреждения, кодирование информации (для педагога-психолога), соблюдение конфиденциальности информации и т.п.).

В начале учебного года педагогам социальным рекомендуется провести инструктажи, практические занятия с кураторами, мастерами производственного обучения по изучению особенностей семейного воспитания несовершеннолетних, выявлении случаев семейного неблагополучия в соответствии с методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации (утвержденные 14.12.2017 г. Министром образования Республики Беларусь И.В. Карпенко.). Руководителям УПТО и УССО необходимо обеспечить выполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 09.02.2018 № 94 «О совершенствовании работы органов управления образованием и учреждений образования и признании утратившим силу приказа Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2008 № 270».

Обращаем внимание, что посещение семей учащихся 1 курсов, семей вновь прибывших учащихся рекомендуется осуществить до 1 ноября, знакомство с которыми состоялось ранее, – до 1 января. Для изучения особенностей семейного воспитания иногородних несовершеннолетних, проживающих в общежитии, рекомендуется обращаться в отделы образования по месту жительства родителей несовершеннолетних как к органам, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях совета профилактики с участием кураторов (мастеров производственного обучения); таким же образом следует рассматривать результаты реализации в учреждении плана воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализации норм Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»; промежуточные и итоговые результаты реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.

По результатам ежегодного психосоциального анкетирования несовершеннолетних педагогам-психологам необходимо проводить групповую работу с учащимися, у которых выявлен высокий риск формирования химической зависимости, использовать такие методы и формы работы как обмен мнениями, информационный марафон, направленные на формирование антинаркотического барьера. Рекомендуется использовать коррекционно-развивающую программу по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, социально-педагогический практикум «Иллюзии и реальность» и др., представленных в методическом пособии «Профилактика зависимого поведения обучающихся» (В. А. Горбатюк [и др.]; под общ. ред. О. С. Поповой, В. А. Горбатюк. – Минск: РИПО, 2018).

Особое внимание в учреждениях ПТО и ССО необходимо уделить сопровождению учащихся, имеющих особенности психофизического развития (систематическое отслеживание динамики их психологического и физического состояния в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности учащегося, успешного профессионального обучения и социализации). Работа с этой категорией учащихся должна строиться при тесном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса путем организации медико-психолого-педагогических консилиумов, круглых столов и др.

 

4.9. Формирование культуры быта и досуга в условиях общежития.

Учреждения профессионального образования должны быть проводниками воспитания культурных норм, в том числе культуры быта, ценностей, идей, творчества. Организация социально ориентированной жизнедеятельности учащихся, формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в общении, в различных видах досуга, ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время является основной целью в деятельности педагогов, работающих в общежитии.

Проведенный анализ использования жилого фонда, организации идеологической и воспитательной работы в общежитиях показал наличие ряда проблемных вопросов в организации работы. В частности, следует уделить внимание организации самоконтроля за проведением идеологической и воспитательной работы в общежитии учреждения образования; устранить нарушения реализации процедуры учета нуждающихся в получении места и заселения в общежитие иногородних учащихся; обеспечить соблюдение требований к ведению планирующей и отчетной документации воспитателя, Совета общежития.

Администрации учреждения образования следует обеспечить надлежащий контроль за содержанием наглядной агитации, стенной печати в общежитии, своевременным ее обновлением. Информационные стенды должны содержать информацию по правовому просвещению учащейся молодежи, здоровому образу жизни, противопожарной безопасности, организации спортивной и культурной жизни общежития, социально-педагогической и психологической поддержке учащихся, о деятельности ПО ОО «БРСМ», Совета общежития, графики приема и телефоны администрации распорядительных и исполнительных органов власти, депутатов местных советов власти.

Социокультурная среда в общежитии создается воспитателями совместно с педагогами дополнительного образования, кураторами учебных групп, мастерами производственного обучения, специалистами СППС, учащимися.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры быта и досуга должно быть направлено на осознание учащимися ее значимости в собственной жизни и жизни окружающих людей, на воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности: дискуссии, тренинги, лекции-рассуждения, этические диалоги, беседы, организация секций по различным видам спорта, творческих объединений, клубов, проведение субботников, организация работы стройотрядов.

 

4.10. Организация и проведение «Профессиональных суббот».

Современная экономическая ситуация кардинально меняет характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы. В новом учебном году неотъемлемым элементом деятельности учреждений ПТО и ССО должна стать работа по профессиональной ориентации молодежи, которая предполагает взаимодействие с базовыми предприятиями, организациями-заказчиками кадров.

С целью повышения качества профориентационной работы учреждениям ПТО и ССО рекомендуется своевременно заключать договоры о сотрудничестве с учреждениями общего среднего образования, учреждениями специального образования, управлениями образования на текущий учебный год; разрабатывать планы и графики профориентационной работы на учебный год, программы сотрудничества, планы совместной работы и графики посещения; размещать на сайтах во вкладке шестой день (субботний день) графики совместных с УОСО мероприятий.

В соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.02.2016 №188 «Об утверждении Концепции подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению» в целях обеспечения прав детей с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, на образование учреждениям профессионального образования необходимо обеспечить проведение профориентационной работы с учащимися учреждений специального образования, учащимся интегрированных классов учреждений общего среднего образования; обеспечить разработку и адаптацию материалов для профессионального информирования, профессиональных консультаций, профессиональных проб (в доступной для восприятия и понимания формах) для различных категорий учащихся с особенностями психофизического развития (с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с нарушениями психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с интеллектуальной недостаточностью).

Особое внимание следует уделить системному планированию профпросвещения с использованием интерактивных форм профагитации (промо-акции, профориентационные флеш-мобы и др.), возможностей IT-технологий, потенциала интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ, в том числе участие в республиканском информационно- профориентационном проекте «ПРОФ-БУМ».

В новом учебном году необходимо сделать акцент на проведении «Профессиональных суббот» для школьников в шестой день недели. Эффективная организация «Профессиональных суббот» – одно из условий, определяющих успех профессионального самоопределения выпускников школ и проведения вступительной кампании в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Ускоряющийся темп изменений в мире, обществе, науке, технике и возрастающая конкуренция на рынке труда, появление новых профессий требуют поиска новых и оригинальных методов, повышающих эффективность профориентационной работы. Как показывает практика, учащиеся лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного получения, анализа и систематизации материала. Учитывая это, в профориентационной работе очень эффективными являются такие формы, как профессиональные пробы, мастер классы, профориентационные квесты, профориентационные игры, тренинги, промо-акции, промо-батлы.

Одной из современных, интересных для молодежи, форм профориентационной работы является проведение профориентационных квестов, которые дадут возможность подойти к выбору профессии совершенно по-иному. В отличие от традиционного диагностического пути, в основе квеста лежит игра, в ходе которой участники не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профессии, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей ребенка, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем.

В новом учебном году следует обратить особое внимание и на работу в учреждениях пунктов (кабинетов) профориентации, основными задачами которых являются профессиональное просвещение учащихся и их родителей, формирование профессиональных интересов, способностей, мотивов профессионального выбора, подготовка к осознанному профессиональному самоопределению.

В целях позиционирования и продвижения современных рабочих профессий в молодежной среде, популяризации движения WorldSkills International в Республике Беларусь учреждениям ПТО и ССО необходимо продолжить работу по участию в реализации мероприятий молодежного проекта «WorldSkills – старт в будущее!» в соответствии с планом реализации подпрограммы «Молодежная политика» государственной программы «Молодежь и образование» на 2016-2020 годы. С сентября по декабрь 2018 г в рамках проекта будет проводится конкурс проектов «Профи-ИМИДЖ», основная идея которого – формирование нового представления о человеке труда, формирование у молодежи потребности реализовать себя в профессии. На конкурс представляются проекты, содержащие информацию о современном имидже человека труда, о людях, достигших профессионального успеха, о выпускниках и молодых специалистах-победителях, участниках, тренерах и экспертах конкурса профессионального мастерства «WorldSkills Belarus», о профессиональных семейных династиях.

В августе 2019 года будет объявлена акция «#worldskillsbelarus», направленная на объединение усилий молодежи в поддержке участников республиканской команды «WorldSkills Belarus» в международных соревнованиях WorldSkills International, которые пройдут в августе 2019 года в Казани, позиционирование движения WorldSkills в Республике Беларусь, продвижение идеи социальной значимости и перспективности современных рабочих профессий и специальностей.

 

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение роли учащейся молодежи как социального субъекта должно происходить в условиях использования широких возможностей для саморазвития, самореализации, жизненного самоопределения и успешности каждого молодого человека.

Педагоги учреждений профессионального образования должны помочь каждому учащемуся максимально задействовать свой внутренний потенциал. Необходимо сформировать у молодых людей положительное представление о самих себе, которое им предстоит реализовать в личных и общественных отношениях, подготовить их к жизни в демократическом обществе, профессиональной деятельности.