КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛАНИЯ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г.ЛУКАШЕНКО
БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации официального Интернетпортала

Президента Республики Беларусь, материалов агентства БелТА“ и газеты СБ. Беларусь сегодня

 

Более четверти века в нашей стране существует традиция ежегодного обращения Президента к белорусскому народу и Парламенту. В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь 31 марта 2023 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в очередной раз обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (далее – Послание).

На мероприятие, которое проходило в широком формате во Дворце Республики, были приглашены более 2,5 тыс. человек. Среди приглашенных присутствовали парламентарии и делегации от областей и г.Минска, высшие должностные лица страны, члены правительства, руководители государственных органов, средств массовой информации, представители дипломатического корпуса и международных организаций, главы религиозных конфессий, парламентарии прошлых созывов, представители реального сектора экономики, гражданского общества, а также молодежь и журналисты.

Ежегодное Послание Президента к белорусскому народу и Национальному собранию – не просто реализация конституционной нормы. Это своего рода политический диалог, в котором участвуют все: Глава государства, Парламент, Правительство, руководители всех уровней, депутаты, общественные организации и наши граждане.

Вопросы, которые ставим, касаются каждого белоруса. Темы, которые мы обсуждаем,  от жизни. В центре решений, которые принимаем,  стремление к сохранению мира, созидание во благо будущего Беларуси, социальная справедливость. Это наши демократические ценности, истинные ценности! Это основа нашей национальной идеи, которую рельефно определило нынешнее время.

И служить этой идее должны мы все  и словом, и делом. Особенно сейчас, когда на планете становится все меньше и меньше места для безопасной и достойной жизни, – убежден Президент Республики Беларусь.

Главная тема мероприятия – условия сохранения суверенитета и независимости. Актуальность обозначенной белорусским лидером тематики определяется тем, что никогда раньше в истории нашей независимой Беларуси не стоял так остро вопрос суверенитета и независимости.

Глава государства сделал акцент на следующих основных тематических блоках:

народное единство;

историческая память и национальные традиции; экономика и развитие страны в санкционных условиях; социальная справедливость;

независимая внешняя политика; обороноспособность и безопасность государства.

Во вступлении Президент Республики Беларусь акцентировал внимание на основных событиях, сыгравших роль триггера в современном развитии человечества. Никто не хочет испытывать на себе последствия безумных и бесполезных санкционных войн. Народы не понимают, как может быть совместима идеология глобального международного       проекта       устойчивого развития       с       такими достижениями современности, как небывалый голод, эпидемии, нравственная деградация, разгул аномальных ценностей, – заявил Глава государства. Подобное развитие трудно назвать цивилизационным. По словам Александра Лукашенко, это глубочайший кризис во многом рукотворный  на уничтожение конкурентов. Такого тоже еще в истории не было. Каким будет выход из него, пока неизвестно, но все понимают, что философия мироустройства будет     меняться. Мир будет абсолютно другимВ этом вся суть исторического момента.

Особое внимание было уделено событиям украинского конфликта. Александр Лукашенко напомнил, что не Россия и не Беларусь совершили государственный переворот в братской Украине. Усилиями Соединенных Штатов и их сателлитов в родной нам стране развязана полномасштабная война до последнего украинца, в результате которой только в течение года погибло и искалечено около полумиллиона человек с обеих сторон! Миллионы стали беженцами. На горизонте в результате замаячила третья мировая с ядерными пожарами, – констатировал белорусский лидер.

Глава государства в связи с этим подчеркнул, что остановиться надо сейчас, пока не началась эскалация: Все вы понимаете и знаете: путь один  переговоры, переговоры без предварительных условий!.. Рассчитывать на победу с государством, обладающим ядерным оружием, – безумие!.

Александр Лукашенко с сожалением констатировал, что Беларусь пытаются втянуть в войну. Они хотят политических изменений, но уже с ружьем в руках, прийти к нам и осуществить эти политические изменения, – заявил Президент. Чтобы этого не произошло, Глава государства выделил шесть главных условий сохранения суверенитета и независимости Республики Беларусь: народное единство, историческая память и национальные традиции, экономика, социальная справедливость, независимая внешняя политика, обороноспособность и безопасность государства. Суверенитет означает, что только мы, граждане Беларуси, имеем право говорить о своих национальных интересах и определять национальные идеи дальнейшего развития на территории собственного государства, – убежден Президент Республики Беларусь.

 

Народное единство

Первое условие сохранения суверенитета и независимости – народное единство.

Как заявил белорусский лидер, мы, белорусы, всегда демонстрировали его в переломные моменты истории. Именно единство давало нам силы для победы над врагами и обстоятельствами.

В качестве примера Александр Лукашенко привел обсуждение новой редакции Конституции на референдуме 2022 года. Большинством в прошлом году на конституционном уровне мы определили ряд новых стратегических направлений. Причем сохранили преемственность       политических       традиций. Это       важнейшее достижение истории нашей государственностиТакого единодушия наша история незнала, – подчеркнул Глава государства.

При этом он предупредил: Вокруг штормит. Вокруг бури. И на Севере, и на Юге, и на Западе, и на Востоке. Вот остался этот остров. Вы думаете, с этим ктото согласится? Никто, нигде, никогда с этим не согласится, и будут разными методами нас, как я говорю, не просто шатать уничтожать .Этот остров миролюбия никому не нужен.

 

Историческая память и национальные традиции

По словам Президента, истоки белорусской государственности – это фундамент нашего суверенитета. Почти треть века эта тема вызывает бурные дискуссии и острые споры в академической среде и в обществе.

В связи с этим Александр Лукашенко напомнил, что само время заставило нас занять более жесткую государственную позицию в вопросах сохранения исторической правды. Дать принципиальную и бескомпромиссную оценку отдельным фактам.

Далее Президент расставил акценты, которые играют очень важную роль в вопросе сохранения нашей государственности и суверенитета:

вопервых, белорусская нация формировалась на стыке западной и восточнославянской цивилизаций, на основе христианства, но при подавляющем преимуществе православия. Именно конфессиональный выбор, сделанный нашими предками более тысячи лет назад, определил культурный код белорусов и наш менталитет, – констатировал Глава государства;

вовторых, белорусская государственность изначально формировалась на основе традиций народовластия. Наши демократические традиции имеют тысячелетнюю историю;

втретьих, белорусское государство также является полноправным преемником исторического наследия Древней Руси. Великое Княжество Литовское было также русским – это значит, что восточнославянским, то есть нашим;

вчетвертых, в историческом прошлом – истоки белорусской веротерпимости и уважения к другим народам. Президент Александр Лукашенко убежден: Элементы разных национальных культур органично вплетены в наш быт. Мы традиционно отмечаем два Рождества и три Пасхи, уважаем Курбанбайрам. Да и в целом здесь комфортно жить представителям всех национальных диаспор. Так будет всегда. Мы на это обречены;

впятых, мы слишком романтизировали такие периоды, как ВКЛ и Речь Посполитая. Средневековые олигархи свое богатство наживали на горбу народа, который сеял, пахал, строил. Народ жил тяжко. Но рассказывают ли об этом на экскурсиях в этих замках, в этих дворцах, которые мы восстановили, реставрировали? Это к вопросу об исторической правде и объективности, – резюмировал белорусский лидер.

В минувшем году в Беларуси уделяли много внимания своему прошлому. Но тема себя не исчерпала. В связи с этим белорусским лидером поставлена задача: ”В определенной мере Год мира и созидания должен стать продолжением основной идеи Года исторической памяти. Потому что мир на земле немыслим без исторической памяти, а созидание  это преемственность исторического пути, это шаг в будущее.

Не разрушение и огульное очернение прошлого, а терпеливое, эволюционное развитие – вот та идея, которой мы следуем более четверти века.

Глава государства обратил внимание на еще одну важную тему: государственная символика Беларуси – это своего рода хранитель исторической памяти. И тот факт, что государственных символов у нас три: герб, флаг и гимн, а государственный праздник посвящен только двум, наверное, это неправильно. Надо исправить эти недостатки, – резюмировал Александр Лукашенко.

Серьезную проблему белорусский лидер видит и в вопросах защиты своего национального наследия. Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, к народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном импортозамещении, – убежден Президент.

В связи с этим Глава государства заявил, что пора уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали. Надо активней продвигать свои традиции, свои символы, своих артистов, художников и так далее. Тем более что спрос на отечественное, на родное растет… Люди хотят видеть не импортированные, а созданные в своей стране образы  если хотите, тренды – во всем, – подчеркнул Александр Лукашенко.

 

Экономика и развитие страны в санкционных условиях Александр Лукашенко напомнил, что уже три десятилетия

фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна, а народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное неравенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам. Мы создали государство без олигархов, не допустили концентрации     капитала     и собственности в одних руках, все национальные     богатства     принадлежат народу.     Поэтому именно экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан, является главной мишенью Запада.

Обладание значительными, прежде всего, природными ресурсами, наряду с высоким уровнем промышленного производства и серьезными научными компетенциями – причина стремления устранить Беларусь как конкурента.

Президент коснулся реального сектора экономики, выразив особую благодарность всем, занятым в этом сегменте экономики: В ответ на экономический пресс санкций, подчеркну, абсолютно незаконных, вы снова показали наш несгибаемый белорусский характер Наши предприятия работают, товары идут на новые рынки, несмотря на все эти санкции. Мы получили рекордное внешнеторговое сальдо почти 4,3 млрд долларов США (перешагнули даже максимум 2021 года), тем самым сохранив стабильность национальной валюты. Сдерживаем рост цен. Продовольственную безопасность обеспечили в полной мере, вырастив лучший урожай зерновых за последнее пятилетие. И никакой голод нам не страшен, свои продукты продаем по всему миру. Продовольственный экспорт впервые принес выручку свыше 8 млрд долларов США.

При этом Александр Лукашенко убежден: наведем жесточайший порядок, будем соблюдать технологическую дисциплину и регламенты – результаты будут на порядок выше.

Текущий год  это медиана пятилетней программы. В этот год мы должны выполнить все, что наметили, сработать так же, а может, и лучше, чем в прошлом году, – напутствовал Глава государства.

По словам Президента, основополагающая роль принадлежит промышленному комплексу. Ежегодно рост в промышленности необходимо держать на уровне успешного 2021 года  105107%, – поручил Александр Лукашенко.

В этом году задача – обеспечить рост ВВП около 4%, как это предписано пятилетней программой. Для достижения этой цели, по мнению белорусского лидера, необходимо:

вопервых, инициатива и активные действия. Только нестандартно мыслящие руководители, энтузиасты способны двигать отрасли и сферы вперед. Нужны люди смелые, которые не боятся брать на себя ответственность, не боятся выходить за границы инструкций, если того требует производственная необходимость;

вовторых, место науки в развитии страны должно быть более заметным. Роль науки и ученых надо поднять на порядок. Не ученых надо подстегивать, а они должны ”двигать“ отрасли в новые технологические уклады в условиях острой конкуренции.

Наша наука может много: от искусственного интеллекта до жизненно важных лекарственных препаратов и технологий. Выставка ”Беларусь интеллектуальная“ это наглядно продемонстрировала;

втретьих, импортозамещение и повышение доли инновационного производства – важнейшие задачи. Беларусь не должна зависеть от ”капризов“ западных политических элит, ограничивающих свободу цивилизованного бизнеса. Александр Лукашенко убежден: импортоамещение  вопрос национальной безопасности. Здесь широкое поле для реализации самых смелых замыслов белорусских ученых;

вчетвертых, больше внимания следует уделять выполнению экономических программ Союзного государства. Они ориентированы на поддержку единой системы приоритетов развития научно-технического пространства наших стран.

Сегодня успешно работаем в области космических технологий, медицины, биотехнологий, машиностроения, лазерной техники, микроэлектроники, агропромышленных технологий;

впятых, масштабная цифровизация. Поэтому создание отечественного софта и его внедрение должны стать безусловным приоритетом         для всех организаций, занимающихся соответствующими     разработками, –     подчеркнул     Александр Лукашенко.

По его мнению, поддержку в создании новых информационных технологий должны получить не только резиденты Парка высоких технологий, но Национальная академия наук, производственные объединения и финансовый сектор, научные и образовательные учреждения;

вшестых, надо серьезно вкладываться в производство. В этом году мы просто обязаны перевернуть инвестиционную тенденцию последних лет, – заявил Глава государства.

По словам Президента, актуальна тема стимулирующих условий для инвесторов. Необходимо вовлечь их в проекты, где создается производство нужной нам продукции.

Нужен пакет дополнительных гарантий для ответственных инвесторов. Например, прямая покупка государством продукции, возмещение части капитальных вложений, создание готовых производственных площадок, инфраструктуры;

вседьмых, сохранить набранный темп развития инженерно-транспортной инфраструктуры. Объемы дорожного строительства, ввода жилья, благоустройство населенных пунктов – залог комфортного проживания в регионах.

Александр Лукашенко потребовал вернуться к масштабному строительству бетонных автомагистралей.

Обращаясь к некоторым членам Правительства и местным органам, Президент подчеркнул: бетонные дороги – это спасение в наших погодных условиях, это долговечность.

При этом Глава государства заявил, что создание собственной портовой инфраструктуры и новые сухопутные маршруты в направлении Китая, Ирана и других стран Азии должны стать безусловным приоритетом нашей транспортной отрасли.

Все эти задачи – вопрос не только материального благополучия Беларуси. Будем и впредь сами себя кормить, одевать, обеспечивать жильем и прочими благами цивилизации – будем сами решать, как нам жить.

 

Социальная справедливость

Народ – единственный источник государственной власти и носитель суверенитета. Эта норма Конституции предопределяет главный принцип нашей политики – социальную справедливость. И мы будем следовать ему, что бы ни происходило в мире и в стране. Мы не ради красивого словца называем человека главной ценностью. Соблюдение прав граждан Беларуси – незыблемый постулат в нашем государстве.

Причину многих сегодняшних потрясений в мире Александр Лукашенко видит именно в желании транснациональных корпораций вернуться к жесткой эксплуатации людейПод угрозой все завоевания трудового народа за последние 100 с лишним лет: от бесплатных медицины и образования до социальных пакетов и пенсий. Человечество плавно ведут к так называемому новому миру, в котором будут миллиарды лишних людей  бесправных, голодных, нищих, но зато якобы свободных в самых разнообразных либералистических проявлениях… Люди это чувствуют и выходят на улицы. Посмотрите, что происходит на Западе и в той же Франции, – отметил Глава государства.

Беларусь идет своей дорогой, пытается поддержать свой народ, своих трудящихся людей. Президент убежден, что мы должны создать общество справедливостиХорошо учился, закончил вуз или не закончил, руки золотые, хороший специалист  у нас есть место, где можно заработатьЗарплата должна быть заработана. Это справедливый подход, – подчеркнул Александр Лукашенко.

Справочно:

Результаты опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в феврале 2022 г., показали, что материальное положение своих семей 30,7% населения республики называют в той или иной степени ”хорошим“, 58,3%  средним“, плохим“  10,2% (вопрос подразумевал один вариант ответа).

 

Особое внимание в Беларуси уделяется пожилым гражданам. Пенсии в прошлом году повышались трижды. Для будущих пенсионеров заработала программа накоплений на пенсию с государственной поддержкой (программа ”3 + 3“). Скажите, где еще, в какой стране вы найдете такой пример? Особенно сегодня, – справедливо отметил Глава государства.

Рост доходов в этом году должен превысить 4% в реальном выражении, – озвучил Александр Лукашенко первоочередную задачу.

В республике приняты жесткие решения по регулированию цен: никому не позволено безосновательно повышать цены и обирать людей.

Один из ключевых компонентов инфляции – тарифы на жилищнооммунальные услуги. В Беларуси не планируется повышать платежи для населения более чем на 5 долларов США в эквиваленте. Вопросы обеспечения бытового комфорта должны быть на жестком контроле у всей вертикали власти  от председателей райисполкомов до Премьерминистра, – потребовал Александр Лукашенко.

В очередной раз Президент обратил внимание присутствующих: Каждый уголок нашей Родины имеет свой неповторимый культурный и природный колорит. Но экономическое развитие всех областей должно быть справедливым и сбалансированным. Это – приоритет программы развития регионов. Нельзя допустить разделения нашей компактной страны на Минск и остальную Беларусь! Мы  семь я“  шесть областей и столица. Это наш лозунг.      Присущие      региону преимущества должны стать источниками его развития“.

Справочно:

Результаты опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в феврале 2022 г., показали, что жителей республики в целом устраивают условия проживания в своих населенных пунктах. Наибольшая степень удовлетворенности наблюдается по таким позициям, как наличие аптек и аптечных киосков (90,6%), работа объектов торговли (88,7%), охрана общественного порядка (86,2%), функционирование объектов банковской сферы (81,4%) и общественного транспорта (73,4%) (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).

 

В этой связи Глава государства поручил Правительству и руководителям     областей     обратить     серьезное внимание на недопущение гиперцентрализации и стягивания всех ресурсов в г.Минск. Мы давно и много говорим о деурбанизации, создании комфортных условий для жизни в сельской местности, – напомнил белорусский лидер. Реализация в текущей пятилетке принципа ”один район – один проект“ призвана способствовать созданию новых рабочих мест и занятости населения.

Что касается закрепляемости кадров, то планируется строить арендное жилье и предоставлять право на его выкуп по истечении определенного срока, но при соблюдении жесточайших условий.

Правительство должно выработать концептуальные направления государственной политики регионального развития, – резюмировал Александр Лукашенко.

Особое внимание Глава государства уделил вопросам здоровья нации и семейных ценностей. Затрагивая тему качественной медицины Александр Лукашенко напомнил, что на особом контроле – производство     белорусских     лекарственных     препаратов.     Их     долю необходимо постоянно повышать, ассортимент – расширять. Такие же требования к отечественным технологическим инновациями оборудованию. Все объекты здравоохранения страны должны быть образцом комфорта и стерильности. Губернаторы и министр обязаны держать

этот вопрос на жесточайшем контроле, – напутствовал Президент. Еще важнейшая задача здравоохранения – четкая работа на раннее

выявление факторов риска заболеваний, а значит, их предупреждение. Все должны проходить обязательную диспансеризацию. Это ответственность не только врачей, но и каждого из нас.

При этом Глава государства подчеркнул, что особое внимание необходимо уделять нашим маленьким гражданамДля них необходимо создавать самые комфортные условия! Здоровье детей это вопрос в том числе демографической безопасности, без чего нет смысла думать о завтрашнем дне, – отметил он.

В стране оказывается масштабная поддержка семьям, воспитывающим детей. Будущие мамы окружены заботой. Наша система здравоохранения берет под патронат малышей еще до их рождения, система образования создает условия по уходу за детьми с раннего возраста (ясельная группа, детский сад), за мамой сохраняется рабочее место.

Для многодетных – особые условия: жилье, семейный капитал, бесплатное питание в детском саду, школе и многое другое.

Справочно:

По данным опроса, проведенного во II квартале 2022 г. по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ, для белорусов наиболее значимыми показателями высокого качества жизни являются: достаток в семье (59%); возможность не экономить и не отказывать себе в самом необходимом (56%); уверенность в завтрашнем дне (45%); хорошее здоровье (44%); жилищные условия (42%); возможность отдыхать, проводить отпуск так, как хочется (40%) (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).

 

Вопросы демографической безопасности – тема не только экономических мер. Есть факторы, которые, по мнению белорусского лидера, нивелируют все усилия государства по созданию благоприятных условий для роста населения:

вопервых, западная мода на чайлдфри. Любая популяризация идей бездетной семейной пары в нашем информационном, культурном пространстве должна пресекаться;

вовторых, опасная тенденция дольше пожить для себя, откладывая рождение ребенка. Парадигму такого мышления надо менять;

втретьих, надо разрушать стереотип: либо карьера, либо семья. Сегодня в государстве созданы все условия, чтобы женщина могла реализовать себя как мама и как профессионал.

Культ полноценной семьи с двумя и более детьми должен быть стилем жизни белорусов. Только так мы сможем быть уверены, что следующие за нами поколения будут прирастать, а значит, крепко держать суверенитет в своих руках и гарантированно жить в мире, – констатировал Александр Лукашенко.

Справочно:

По данным исследования, проведенного во II квартале 2022 г. по заказу БИСИ Центром социальногуманитарных исследований БГЭУ, отвечая на вопрос ”Как изменится, по Вашему мнению, в ближайшие 5–6 лет форма семейнобрачных отношений белорусов? абсолютное большинство населения (87%) отметило, что основной формой семьи останется зарегистрированный брак мужчины и женщины (вопрос подразумевал несколько вариант ответа).

 

При этом Глава государства считает, что именно СМИ, кинопроизводство, культурные проекты и др. должны работать на идею возрождения традиций классической семьи.

Справочно:

По данным опросов, проведенных в 20212022 гг. Институтом социологии НАН Беларуси, доверие к государственным СМИ с 38,4% в 2021 году возросло до 49,6% в 2022 году. Вместе с тем позиции негосударственных СМИ падают: с 12,4% в 2021 году до 6,5% в 2022 году (вопрос подразумевал один вариант ответа).

 

Одновременно Президент заявил, что на белорусской земле находят новый дом и новую родину тысячи иностранцевОдни прячутся от войны, другие ищут социальной стабильности и защищенности, ктото бежит от пороков и гари западной цивилизацииКак правило, это люди с компетенциями, образованные, умные, с золотыми руками. Они хотят развиваться, учиться, созидать, – отметил он.

Глава государства акцентировал внимание на том, что стóит подумать о создании для них определенных условий, которые бы стимулировали переезд к нам таких людей. В том числе для тех, кто хочет перевезти свой бизнес в нашу страну.

Далее Президент коснулся вопроса образования, отметив, что сегодня Беларусь является образовательным хабом Восточной Европы, где созданы все условия для получения фундаментального и прикладного образования по самому широкому спектру специальностей.

При этом, вопервых, отечественное образование должно отвечать запросам белорусской экономики. Вся система образования должна быть устремлена в будущее, формировать работника нового типа грамотного, гибкого, инициативного, готового жить и трудиться в открытом информационном обществе, – подчеркнул белорусский лидер.

Вовторых, сохранение преемственности наших традиционных ценностей (главная – любовь к своей стране) лежит на плечах воспитателей, школьных учителей, преподавателей учреждений высшего образования. Александр Лукашенко напомнил: воспитать патриота может только патриот.

Справочно:

Результаты исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в августе  сентябре 2022 г., показывают, что 48% белорусов считают, что быть патриотом  значит жить и работать в Беларуси, 37,6%  быть готовым в трудное время защищать свою страну, 35,7%  уважать государственные символы и историю Беларуси, 35,2%  любить белорусскую культуру и язык, 32,6% – вести активную деятельность на благо страны, чувствовать тесную связь с белорусами  21% опрошенных, соотносить собственные интересы с интересами белорусского государства  19,4% (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).

Респонденты отметили, что патриотические чувства формируют: семья  66,4%; учреждения образования  51,1%; средства массовой информации  38,5%; друзья, знакомые  20%; идеологические службы по месту работы/учебы  16,5%; известные, авторитетные люди 15%;     учреждения культуры      15%; общественные объединения и организации  12,5%; профсоюзные организации  9,5%; религиозные организации  5,5% (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).

Независимая внешняя политика Самостоятельность внешней политики – это роскошь в современном

мире, позволить себе которую могут не все народы и государства. Тем более сегодня, когда глобальное противостояние с окончания Второй мировой войны достигло наивысшего предела.

По мнению белорусского лидера, есть только один индикатор внешнеполитической самостоятельности государства – политическая воля лидера. При этом Александр Лукашенко справедливо отметил, что как только появилась своя валюта в Евросоюзе, евро, конкурентная валюта, американцы начали душить своих у которых и так мало было суверенитета“.

Идет разрушение Европы. Сегодня народы Европы втянуты в безрассудную гонку вооружений, погружены в экономическую стагнацию, нравственную депрессию. Их вовлекают в конфликт с Россией, в противоборство с Китаем. По словам Президента, Европа может сохраниться только с нами, прежде всего с Россией. Если Европа объединится с Россией, это

будет такой полюс, с которым никто не справится.

Президент поставил актуальные вопросы: когда мир меняется, должны ли мы под него подстраиваться или мы должны участвовать в его изменении? Быть сторонним наблюдателем, проглатывая чужие идеи, чуждые нам решения, или действовать  действовать активно со своими союзниками? Приспосабливаться или участвовать в изменении?.

В связи с этим Глава государства заявил: где нужно для страны, там нужно подстроиться. Но участвовать в изменении этого мира мы должны, ибо сделают без нас. И наши интересы там учтены не будут. Пооему, это побелорусски.

Беларусь – небольшое по мировым меркам государство, но наша роль может быть значимой только, если мы едины.

По словам Президента, за все годы независимости Беларусь не находилась в столь тревожной и угрожающей ее безопасности ситуации, как сегодня. За нас серьезно взялись. За кордоном готовят боевиков из числа беглых, на горбу которых НАТО планирует влезть к нам и устроить военную заварушку, – констатировал Глава государства.

Справочно:

Глава государства привел шесть основных фактов в качестве доказательства того, что Беларусь втягивают в войну:

на военные нужды только в 2023 году Польша планирует направить около 21 млрд евро (примерно 3% от ВВП), что на 70% больше, чем в предшествующем 2022 году. К 2024 году эта цифра может вырасти в 28 млрд евро  больше 4% от ВВП;

усиленными темпами идет перевооружение армии. В ближайшее время Польша получит 366 танков Абрамс и тысячу южнокорейских ”Черных пантер, 900 самоходных гаубиц К9А1, 38 пусковых установок РО Хаймарс“, 50 ПТРК Джавелин, 1,5 тысячи БМП Барсук, которые они производят сами;

принято решение об увеличении численности вооруженных сил до 300 тысяч человек к 2035 году, то есть практически в два раза больше, чем Польша располагает сегодня;

ускоренными темпами идет переброска войск НАТО на восток. Группировка блока только в Польше и странах Балтии сегодня насчитывает более 21 тысячи военнослужащих, две с половиной сотни танков, почти 500 бронемашин, около 150 самолетов и вертолетов;

полным ходом идет формирование полков, хоругвей, легионов для последующего переворота в Беларуси;

одновременно готовят и забрасывают террористов в нашу страну для проведения диверсий и актов устрашения. Пытаются создать подпольные экстремистские ячейки для координации протестной деятельности. Передают вооружение и финансовые средства.

Наш внешнеполитический ответ, по мнению белорусского лидера, на всю эту ”вакханалию“ – в ускоренном развитии отношений с нашими ближайшими союзниками. И так называемый разворот на Восток в нашей политике – разумная реальность, продиктованная духом времени.

В этих условиях активизация взаимодействия Беларуси, России, Китая, Ирана, стран Ближнего Востока, других конструктивных центров силы представляет реальную угрозу концепции однополярного мира. Какой наш общий ответОн в единстве и общих подходах к формированию справедливого и многополярного мира, основанного на созидании и уважении культурноисторического многообразия, а также на взаимной поддержке друг друга, – резюмировал Александр Лукашенко.

Приоритет во внешней торговле мы отдаем стратегическим партнерам и союзникам  прежде всего России и Китаю.

Именно союзное строительство способствовало решению очень сложных социально-экономических вопросов, позволив нашим странам формировать условия для устойчивого роста экономик, увеличения товарооборота, успешно координировать внешнюю политику, повышать обороноспособность, сохранять общее социальное и гуманитарное пространство.

Справочно:

По данным социологического исследования, проведенного в сентябре 2022 г. Институтом социологии НАН Беларуси, создание Союзного государства в 1999 году положительно оценивают почти 70% респондентов (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).

Экспорт наших товаров в Россию в прошлом году вырос в полтора раза и составил более 23 млрд долларов США. Общая торговля (товары и услуги) перешагнула рубеж в 50 млрд долларов США, – отметил белорусский лидер.

Логическим результатом нашего взаимодействия с Китаем стал выход на статус всепогодного и всестороннего стратегического партнерства, за которым стоит освоение новых перспективных направлений по всем ключевым темам, причем независимо от любых внешних факторов. Только в 2022 году наш экспорт вырос почти в два раза  до 1,6 млрд долларов США. Китайские инвестиции, технологии и медицина прочно вошли в нашу жизнь. Количество резидентов индустриального парка Великий камень перевалило за сотню, – заявил Глава государства.

В целях экономической консолидации Евразии следует интенсифицировать сотрудничество региональных интеграций – ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, а также выйти на более плотное взаимодействие с ШОС и БРИКС.

Беларусь работает над тем, чтобы на долгосрочную перспективу усилить вектор нашего взаимодействия с широким кругом стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Беларусь открыта для всякого диалога, в том числе с нашими соседями, европейцами. Мы готовы сотрудничать и делать все то, что возможно в нынешних условиях. Потому что Беларусь  это Европа. Это ее географический центр. Отгородиться от нас не удастся никакими заборами с колючей проволокой ни полякам, ни литовцам, ни латышам. Но нам нужна новая Европа, поастоящему независимая, добрососедская.

Мы, со своей стороны, всегда готовы к предметному обсуждению любых интересующих сфер. Но наша позиция неизменна: только с теми, кто уважает белорусский народ, его выбор и традиции. Только при условии соблюдения наших национальных интересов, – констатировал Президент.

Обороноспособность и безопасность государства

Чем больше мы хотим жить в мирном суверенном государстве – тем сильнее мы должны быть. А это значит, что государству нужна сильная и вооруженная по последнему слову техники армия, а также важно развивать собственную военную промышленность, чтобы ни от кого не зависеть в этом вопросе. Это аксиома.

При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь – миролюбивая страна. Мы не планируем ни на кого нападать, не хотим ни с кем воевать. Не хотим. Мы до сих пор еще не захоронили последнего солдата и мирного жителя, которых потеряли в годы Великой Отечественной. И всем сердцем хотим, чтобы эта война осталась последней вистории нашей земли, – подчеркнул Глава государства.

Однако жизнь заставляет нас ”порох держать сухим“, поскольку сегодня имеется глобальная потеря доверия между государствами. По мнению белорусского лидера, Соединенные Штаты Америки и сателлиты, как     империалисты прошлых     столетий,     видят единственный выход в войне и не хотят на равных с международным сообществом решать вопросы безопасности и мира. Поэтому мы готовы к любому развитию событий.

Александр Лукашенко напомнил: любое посягательство на суверенную территорию Беларуси, нашу военную и гражданскую инфраструктуру получит немедленный ответ.

Касаясь вопроса тактического ядерного оружия, Глава государства подчеркнул, что мы должны просто сегодня сохранить суверенитет и независимость. И мы будем их сохранять и обеспечивать чем только возможно, в том числе и ядерным арсеналом.

Правительство, оборонный сектор экономики принимают меры по активному техническому переоснащению нашей армии. Белорусский лидер выразил уверенность, что эти меры надолго отрезвят всех заокеанских ястребов и их сателлитов.

Глава государства акцентировал внимание на том, что мы должны быть готовы нанести неприемлемый ущерб агрессорам. Если они будут знать, что ответ будет таким, который им неприемлем, они никогда сюда не ступят. У нас для этого все есть.

Президентом поручено всем силовым ведомствам страны сохранить мир на белорусской земле, чего бы это ни стоило.

Боевое дежурство по противовоздушной обороне уже больше года непрерывно осуществляется в усиленном режиме. Укреплены подразделения охраны границ. Совместно с милицией и КГБ на постоянной        основе осуществляются        контрразведывательные мероприятия     и обеспечивается     общественная безопасность на приграничных территориях.

В целях предотвращения возможных провокаций со стороны украинских националистов для прикрытия государственной границы на южное направление выведена часть сил специальных операций и другие подразделения белорусской армии.

Под постоянным контролем находятся западные рубежи. Усилена охрана приграничных с Польшей и Литвой. На данных направлениях воинские части находятся в постоянной готовности. Понимая, что Беларусь стоит на прикрытии западного фланга Союза Беларуси и России, принято решение о частичном развертывании региональной группировки войск.

В Беларуси далеко продвинулись в развитии территориальной обороны: вопервых, создан механизм формирования народного ополчения. Отчасти с этим связана планово-организационная работа военных комиссариатов на предприятиях и в организациях. Цель этой работы – иметь объективные данные о состоянии численности военно-обученного резерва, если Отечество будет в опасности;

вовторых, каждый как минимум должен научиться держать в руках ружье, чтобы уметь защитить мир на своей земле.

Мы все хотим жить под мирным небом, жить в мире со всеми народами. В этом желании не все, но многое зависит от нас самих.

Суверенитет, независимость не даются раз и навсегда. Это постоянная необходимость демонстрировать, что у нас есть воля, есть свои ценности, свои традиции и свой исторический путь. Путь мира и созидания.

Беларусь – это наша земля. Только мы сами знаем, как должна развиваться Беларусь, только мы определяем и будем определять стратегию этого развития, только мы несем реальную ответственность за свое будущее, – подвел итог Президент.

О ПРИНИМАЕМЫХ В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ МЕРАХ ПО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

В 2022 году в сравнении с предыдущим годом на территории Брестской области уменьшилось количество учтенных коррупционных преступлений с 128 до 104.

Удельный вес учтенных коррупционных преступлений составил 0,95% от общего числа зарегистрированных по области преступлений. Анализ статистических данных показывает, что из общего числа учтенных,     большинство     составляют     преступления,     связанные     со взяточничеством (ст.ст.430-432 УК) – 56 или 53,8%, и хищением путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК) – 42 или 40,4%.

Факты получения взяток зарегистрированы в сферах сельского хозяйства и продовольствия – 22, технического освидетельствования транспортных средств – 8, промышленного производства – 7, образования – 6, деятельности иных госучреждений – 4, строительства – 3, ЖКХ – 3, иных сферах – 3.

В большинстве случаев взятки получены за решение вопросов о приобретении продукции, работ (услуг) у протежируемых организаций (36). Также материальные ценности передавались за положительные заключения о техническом состоянии транспортных средств (8), положительную оценку знаний студентов (6), благоприятное решение иных вопросов взяткодателей (6).

Преступления по ст. 430 УК совершены 40 лицами, из них 7 фигурантами совершено два и более преступлений, в том числе одним из взяткополучателей – 8, другим – 4 преступления.

Из числа преступлений по ст. 430 УК, 41 преступление совершено должностными лицами государственных учреждений и организаций (в том числе с долей государственной собственности), 15 – негосударственных организаций.

Руководителями организаций, учреждений (их заместителями) совершено 12 таких преступлений, иными должностными лицами (в том числе руководителями структурных подразделений юридических лиц, их заместителями) – 37, преподавателями учреждений высшего и среднего специального образования – 6, сотрудниками ОВД – 2.

Предметами взяток, как правило, являлись денежные средства – в 45 случаях, в 11 эпизодах взяткополучателями приняты иные материальные ценности.

В 2022 году по оконченным уголовным делам выявлено 87 лиц, совершивших коррупционные преступления.

Ущерб по оконченным уголовным делам коррупционной направленности в 2022 году составил 267 117,27 рублей, возмещено 262 682,07 рублей (98,3%), наложен арест на имущество в сумме 548 867,91 рублей.

В первом квартале 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на территории Брестской области количество учтенных коррупционных преступлений увеличилось с 19 до 30, из них 16 преступлений – хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 УК), 10 – получение взятки (ст.430 УК), 1 – дача взятки (ст.431 УК), 3 – злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст.424 УК).

В первом квартале этого года по оконченным уголовным делам выявлено 22 лица, совершивших коррупционные преступления.

Основные усилия в работе правоохранительных органов были направлены на выявление и пресечение преступных коррупционных и экономических схем, отработку предприятий, обеспечивающих функционирование значимых отраслей экономики, осуществление контроля за       целевым и       эффективным       использованием государственного имущества, бюджетных средств, в том числе при проведении государственных закупок, реализации государственных программ        и        инвестиционных        проектов, противодействие необоснованной      посреднической      деятельности      и легализации преступных доходов.

Органами прокуратуры Брестской области в 2022 году по результатам проведенных в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства проверок внесено 110 представлений, вынесено 107 предписаний, принесено 22 протеста, объявлено 123 официальных предупреждения, к дисциплинарной ответственности привлечено 362 лица, административной – 99, материальной ответственности – 15 физических лиц на сумму 17 948 рублей. По результатам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел.

Наиболее часто выявлялись правонарушения, связанные с несоблюдением порядка проведения процедур закупок: выявлено 74 (или 85% от общего количества) правонарушения, создающих условия для коррупции, к дисциплинарной ответственности привлечено 210 лиц, административной – 51, материальной – 4 физических лица.

По инициативе органов прокуратуры Брестской области отменено и изменено 29 начатых с явным нарушением законодательства процедур закупок на сумму более 2,9 млн. рублей.

Справочно:

Так, 24.11.2022 ГУ «Центр обеспечения деятельности бюджетных организаций Брестского района» на официальном сайте в ГИАС было размещено приглашение к участию в процедуре запроса ценовых предложений на закупку за счет бюджетных средств компьютерной техники и комплектующих ориентировочной стоимостью 22 550 рублей, при этом документы процедуры запроса ценовых предложений не содержали указания о дополнительных требованиях к участникам процедуры закупки, предусмотренных ч.З п. 1.7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 №395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а при описании предмета государственной закупки, документы, в нарушение абз.4 п.4 ст.21 Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», содержали ссылки на наименование конкретного производителя («AMD», «Intel core i5»), без указания слов «или аналог».

В связи с выявленным нарушением в адрес ГУ «Центр обеспечения деятельности бюджетных организаций Брестского района» 29.11.2022 вынесено предписание, процедура закупки отменена.

Продолжена практика изучения локальных правовых актов государственных органов и организаций, регламентирующих закупочную деятельность за счет собственных средств предприятий. В связи с несоответствием их требованиям законодательства по инициативе прокуроров в 2022 году соответствующие изменения внесены в 38 локальных правовых актов, регулирующих порядок закупок за счет собственных средств.

В истекшем году органами прокуратуры области установлено 8 коррупционных проявлений, связанных с учетом рабочего времени.

Например, прокуратурой Столинского района установлено, что в августе 2022 года лесничий одного из лесничеств ГЛХУ «Полесский лесхоз» совместно со своей супругой, работающей бухгалтером этого же лесничества, находились на отдыхе в санатории «Буг», в связи с чем трудовых обязанностей по месту работы не исполняли. При этом табели использования рабочего времени за август 2022 года содержали сведения о выполнении ими установленной 8-часовой нормы рабочего времени.

За совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, предусмотренного абз.7 ч,1 ст.25 Закона «О борьбе с коррупцией» оба супруга привлечены к дисциплинарной ответственности и ими предприятию возмещен материальный ущерб в сумме 612 рублей.

В 2022 году органами прокуратуры Брестской области выявлено 4 коррупционных правонарушения, связанных с незаконным использованием и мелким хищением имущества предприятий.

Анализ надзорной деятельности органов прокуратуры области свидетельствует о распространенном характере нарушений при оформлении и соблюдении письменных обязательств государственных должностных лиц.     В связи с несоответствием     законодательству содержаний письменных обязательств, а также неверным определением круга государственных должностных лиц, органами прокуратуры области в анализируемом периоде вынесено 26 предписаний, объявлено 6 официальных предупреждений, к дисциплинарной  ответственности привлечено 24 работника кадровых служб.

Выявлено 9 фактов несоблюдения государственными должностными лицами письменных обязательств, выразившихся в занятии предпринимательской деятельностью.

Справочно:

Прокуратурой области в ходе проведения проверки соблюдения органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям антикоррупционного законодательства установлен факт участия сотрудника      Каменецкого РОЧС      в      управлении      транспортнологистической фирмой, зарегистрированной на территории Республики Польша. Он же являлся и одним из учредителей этой транспортной кампании.

По инициативе прокуратуры области указанный сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности, и освобожден от занимаемой должности. Кроме того, 21.12.2022 указанное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.13.3 КоАП Республики Беларусь (занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого законодательными актами установлен запрет на ее осуществление).

В анализируемом периоде органами прокуратуры области выявлено 127 фактов правонарушений в сфере декларирования доходов и имущества: внесено 15 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 51 лицо, к административной – 38, официальные предупреждения объявлены 49 лицам.

Справочно:

Прокуратурой области 22.09.2022 в экономический суд Брестской области направлен для рассмотрения протокол об административном правонарушении в отношении ЧУП по оказанию услуг «Мегаваттцентр» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.24.59 КоАП.

Правонарушение выразилось в том, что главный инженер ЧУП «Мегаваттцентр», действуя от имени предприятия, в период с августа по октябрь 2021 года передал в несколько приемов должностным лицам филиала «ПМК12» ОАО «Полесьежилстрой» в виде взятки денежные средства в общей сумме 4 500 рублей за благоприятное решение вопросов, входящих в их компетенцию: привлечение ЧУП «Мегаваттцентр» к выполнению пусконаладочных работ и электрофизических измерений на объектах филиала ПМК12 ОАО «Полесьежилстрой».

Постановлением экономического суда Брестской области от 06.10.2022 юридическое лицо  ЧУП «Мегаваттцентр» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения и на него наложено взыскание в виде штрафа в размере ста процентов стоимости переданных денежных средств в размере 4 500 рублей.

Изменения в законодательстве о борьбе с коррупцией:

обзор изменений Закона от 30.12.2022 N 232З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией»

Коррупция является серьезной общественно-политической

проблемой и признана одним из источников угроз национальной безопасности, отметил генеральный прокурор Андрей Швед, представляя сенаторам тогда еще законопроект «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией». Поэтому наряду с выявлением и пресечением преступлений особое значение имеет, конечно же, их профилактика, заметил он. Именно на предупреждение коррупции нацелены организационно-правовые меры, принимаемые в стране в последние годы. Изменения, внесенные законом №232-З от 30 декабря 2022 года, не связаны          с          корректировкой концептуальных          положений антикоррупционного         законодательства,         а         направлены на совершенствование профилактических     механизмов противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия в этой сфере.

Внесены изменения в закон от 15 июля 2015 года №305-З «О борьбе с коррупцией». Скорректированы соответствующие положения Гражданского кодекса и Трудового кодекса Беларуси, закона от 17 декабря 1992      года №2050-XII      «О пенсионном      обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Так, в ст.1 закона о борьбе с коррупцией введены определения терминов «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности», что имеет значение при определении субъекта коррупционного правонарушения и привлечении лица к ответственности. Такое дополнение будет способствовать обеспечению единства правоприменительной практики, позволит устранить имеющиеся проблемные вопросы в правоприменении.

Предотвратить конфликт интересов

Практика работы правоохранительных органов свидетельствует о том, что большинство коррупционных правонарушений совершается в ситуации наличия конфликта интересов у государственного должностного лица, являющегося правонарушителем.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Один из основных антикоррупционных механизмов, призванных предупредить противоправное поведение лица, — институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Однако его профилактический потенциал задействован незначительно.

Для совершенствования правового регулирования этого института перечень субъектов, интересы которых влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей, дополнен свойственниками и супругами детей указанного лица.

На эффективность управления конфликтом интересов негативно влияет отсутствие процедуры ознакомления государственных должностных лиц с установленным порядком предотвращения и урегулирования таких конфликтов.

При назначении государственных должностных лиц в обязательном порядке от них теперь не только будут получать обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, предусмотренных в ст.16 закона о борьбе с коррупцией, но и ознакамливать  их с установленным порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Дополнен перечень субъектов, которых необходимо уведомить о конфликте интересов, внесены изменения, устанавливающие последствия нарушения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов для всех категорий государственных должностных лиц независимо от наличия у них статуса государственного служащего -привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Взаимодействие госорганов

В настоящее время взаимодействие государственных органов и иных организаций в сфере борьбы с коррупцией осуществляется преимущественно      путем передачи      правоохранительным органам информации о факте, свидетельствующем о коррупции (ст.10 закона о борьбе с коррупцией).

Теперь закреплена новая форма взаимодействия, которая позволит государственному органу, иной организации получать от правоохранительных     органов     сведения     о коррупционных деяниях работников. Это     позволит     руководителям     своевременно     получать информацию в отношении     подчиненных     и принимать     меры по предупреждению правонарушений, а также устранению их причин и условий.

Кроме того, если коррупционные деяния совершены лицами, включенными в кадровые реестры, или из состава депутатского корпуса, сведения об этом будут направляться по принадлежности реестров или в соответствующие органы представительной власти.

Один из актуальных вопросов — ограничение права на участие государственных должностных лиц в деятельности органов управления дочерней организации.

В Генеральную прокуратуру из государственных органов и иных организаций поступает значительное количество обращений об участии государственных должностных лиц в деятельности органов управления дочерней организации. В настоящее время возможность такого участия ограничена абзацем шестым ч.1 ст.17 закона о борьбе с коррупцией. Вместе с тем в ряде случаев есть объективная необходимость в представительстве интересов основной организации в органах управления дочерней.

Ранее исключение из этого запрета могло быть установлено только законодательным актом (закон, декрет, указ) — теперь предусмотрена возможность решить данный вопрос также на уровне правовых актов Совета Министров.

О сувенирах и подарках

Исключено понятие «сувенир», при этом в законе дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», поскольку в практической деятельности возникали трудности по соблюдению ограничения на получение имущества (подарков).

Одновременно с 5 до 20 базовых величин повышена допустимая стоимость такого подарка.

Запрет на дарение подарков свыше указанной стоимости установлен и в гражданском законодательстве (ст.546 Гражданского кодекса Беларуси).

Эти ограничения не затрагивают получение подарков в частной жизни (семейные, дружеские и иные отношения).

Внесены изменения в ст.17 закона о борьбе с коррупцией -антикоррупционные требования теперь распространены на супругу (супруга), близких родственников, супругов детей либо свойственников государственного должностного или приравненного к нему лица вне зависимости от места проживания и ведения ими общего хозяйства.

Внесение изменений основано на необходимости устранить коррупционный риск незаконного обогащения супруга (супруги), близких родственников, супругов детей или свойственников государственных должностных и приравненных к ним лиц в связи с исполнением последними служебных обязанностей. Факт совместного проживания указанных лиц не влияет на возможность противоправного получения ими материальных     выгод в     связи с     исполнением государственными должностными и приравненными к ним лицами служебных (трудовых) обязанностей.

Иные антикоррупционные ограничения, предусмотренные в ст.17 закона о борьбе с коррупцией, также не связаны с фактом совместного проживания и ведения совместного хозяйства.

Ограничение по совместной службе

Ограничение по совместной службе (работе) супругов, близких родственников или свойственников, определенное в ст.18 закона о борьбе с коррупцией, теперь распространено на работу не только в государственных органах и организациях, но и в организациях, в уставном фонде которых 50 и более процентов долей (акций) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. Работающие     в     организациях     с     преобладающей долей собственности государства также обладают статусом государственных должностных лиц.

Такое ограничение затрагивает узкий круг субъектов: руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) и кассир.

Данный запрет отражен также в трудовом законодательстве (ст.27 Трудового кодекса Беларуси).

Это позволит создать предпосылки для устранения коррупционных рисков при осуществлении экономической деятельности и не ухудшит условия ведения бизнеса.

Аналогичным образом расширен запрет, а также в ст.37 закона о борьбе с коррупцией установлена ответственность за использование государственным должностным лицом в личных интересах предоставленного      ему имущества. Ранее      ответственность была предусмотрена     за     незаконное     использование     только     имущества, находящегося в государственной собственности.

Так, имущество хозяйственных обществ, как правило, находится в собственности данных обществ и используется для обеспечения их деятельности.

Одновременно с этим Совету Министров предоставлено право регламентировать вопросы использования служебного имущества. Декларирование доходов и имущества

Ликвидированы избыточные требования к процедуре декларирования для         повышения         эффективности         данного профилактического механизма, что отражено в ст.27 закона о борьбе с коррупцией.

Лица, занимающие ответственное положение или поступившие на государственную службу путем избрания, теперь имеют возможность указывать в декларации сведения о доходах и имуществе их несовершеннолетних детей без предоставления отдельной декларации.

Исключена необходимость предоставления председателями сельских, поселковых, городских советов депутатов, их заместителями идентичных деклараций одновременно в различные организации.

В закон о борьбе с коррупцией введена ст.27-1, в которой установлен перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию. К ним, в частности, отнесены доходы, полученные от участия в различных бонусных программах, предлагаемых банками, организациями торговли и сервиса, от продажи имущества стоимостью не более сорока базовых величин, а также имущество, полученное в качестве подарков, стоимость каждого из которых не превышает 250-кратного размера базовой величины, цифровые знаки (токены).

Такие новеллы позволят упростить порядок декларирования обязанными лицами имущества незначительной стоимости, полученного в качестве подарков, в том числе в связи с исполнением служебных обязанностей, от общественных организаций, а также личных подарков. Ответственность юридических лиц

Установлены общие основания ответственности юридического лица за совершение коррупционных действий от его имени либо в его интересах.

Беларусь присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, согласно ст.26 которой каждое государство-участник обязуется установить ответственность юридических лиц за участие в преступлениях, связанных с коррупцией. В отношении юридических лиц должны применяться эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие уголовные или иные санкции.

Анализ правоприменительной практики и зарубежный опыт показал, что привлечением к уголовной ответственности только физических лиц сложно добиться положительного эффекта в противодействии коррупции. Детерминация коррупционной преступности в рыночных условиях связана в значительной степени с деятельностью юридических лиц, которые получают от совершения коррупционных сделок значительную финансовую выгоду, несопоставимую с размером индивидуального наказания виновного физического лица.

Участие в коррупции юридических лиц повышает латентность этого общественно опасного явления, так как нередко юрлица используют схемы номинального руководства, при которых лицо, фактически управляющее организацией, юридически не имеет отношения к его органам управления.

Непосредственно административная ответственность юридического лица за передачу незаконного вознаграждения от имени или в интересах такого лица установлена в ст.24.59 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Изъятие незаконно полученного имущества

Усовершенствован порядок изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ, оказанных услуг, предусмотренный в ст.40 закона о борьбе с коррупцией.

В качестве основания для такого изъятия (взыскания) установлен факт предоставления денежных средств или иного имущества государственному должностному или приравненному к нему лицу исключительно в         результате         совершения         коррупционного правонарушения и (или) принятия им таких средств или имущества в результате совершения коррупционного правонарушения.

Усовершенствован механизм сдачи незаконно принятого имущества близкими лицами государственного должностного или приравненного к нему лица, в том числе применительно к ситуациям, в которых государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать (перечислить) незаконно принятые им или его супругом (супругой),      близкими родственниками      или свойственниками и супругами детей денежные средства, имущество либо возместить его стоимость.

При этом общие подходы к правовому регулированию вопросов изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ (оказанных услуг) концептуально не изменились.

В случае совершения коррупционных преступлений уголовным законом (ст.46-1 Уголовного кодекса) установлен иной (специальный) порядок изъятия такого имущества или стоимости незаконно полученных работ (услуг).

Детализированы в ст.43 закона о борьбе с коррупцией обязанности руководителей государственных органов и иных организаций. Предусмотренная ранее обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по     борьбе     с     коррупцией     дополнена обязанностями      по предупреждению и выявлению      нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, а также способствующих им причин и условий.

Изменения в антикоррупционное законодательство внесены с учетом положений нового закона от 1 июня 2022 года №175-З «О государственной службе», а закон от 17 декабря 1992 года №2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» дополнен новыми основаниями для ограничения назначения и выплаты пенсии лицам, совершим противоправные деяния.

Эти изменения будут способствовать повышению эффективности противодействия коррупции, защите прав и законных интересов граждан.