osnovan

Медико-диагностическое дело

Выписка из образовательного стандарта
«Среднее специальное образование
Специальность 2-79 01 04 Медико-диагностическое дело»
РД РБ 02100.4.135-2006

 

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2 – 79 01 04

МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

Квалификация «Фельдшер-лаборант»

 

1. Квалификационная характеристика специалиста

1.1 Общие требования к специалисту

   Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, развивать собственную активную гражданскую позицию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; обладать коммуникативными навыками профессионального и личностного взаимодействия, быть способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; стремиться к постоянному повышению квалификации, самостоятельному овладению профессиональными знаниями и навыками, их совершенствованию.

1.2 Профессиональная компетентность специалиста

   Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:

  • системе организации лабораторной службы в Республике Беларусь;
  • правилах эксплуатации измерительной аппаратуры и испытательного оборудования в клинико-диагностических лабораториях;
  • порядке стандартизации и метрологического обеспечения лабораторного контроля;
  • правилах забора биологического материала для лабораторных исследований;
  • правилах отбора проб для лабораторных исследований;
  • методическом, техническом, организационном обеспечении и практическом выполнении медицинских лабораторных исследований;
  • анатомо-физиологических характеристиках всех систем организма человека;
  • проявлениях патологических процессов в организме человека;
  • методах оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях, травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях и родах;
  • порядке взаимодействия лабораторно-диагностической службы с организациями здравоохранения;
  • санитарно-гигиенических и противоэпидемических требованиях при подготовке и проведении лабораторных исследований;
  • этических и деонтологических требованиях по общению с коллегами по работе и пациентами;
  • нормативных правовых актах по охране труда, окружающей среды и пожарной безопасности;
  • порядке ведения первичной учетной медицинской документации.

meddelo


2. Содержание профессиональной деятельности специалиста

2.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста

   Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:

  • организации здравоохранения;
  • научно-исследовательские институты;
  • научно-практические центры;
  • учреждения образования медицинского профиля;
  • центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья,
    санаторные учреждения;
  • организации, оказывающие населению платные медицинские услуги.

2.2 Объект (предмет) труда

   Объектами труда специалиста являются процессы, связанные с:

  • выполнением лабораторных исследований;
  • соблюдением правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
  • ведением первичной учетной медицинской документации;
  • проведением санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди населения;
  • выполнением кодекса профессиональной этики.

2.3 Средства труда

   Средствами труда специалиста являются:

  • нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность фельдшера-лаборанта;
  • средства измерений и испытательное оборудование, вычислительная техника;
  • первичная учетная медицинская документация.

2.4 Продукт (результат) труда

   Результатом труда специалиста является:

  • своевременное и качественное проведение необходимого объема лабораторных исследований для диагностики заболеваний, контроля за лечением;
  • выполнение мероприятий учетно-статистического характера.

meddelo2


2.5 Виды профессиональной деятельности специалиста

Специалист подготовлен для следующих видов профессиональной деятельности:

  • медико-диагностической;
  • санитарно-просветительной;
  • учетной, статистической.


2.6 Профессиональные функции специалиста

   Специалист должен быть готов для выполнения следующих профессиональных функций:

  • выполнять своевременно и качественно гематологические, общеклинические, цитологические, биохимические, паразитологические, иммунобиологические, микробиологические, вирусологические лабораторные исследования;
  • организовать материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности;
  • оформлять и систематизировать первичную учетную медицинскую документацию;
  • проводить забор биологического материала для лабораторных исследований;
  • проверять пригодность поступившего для исследований материала, правильность оформления сопроводительной документации;
    проводить прием, маркировку и регистрацию поступившего в лабораторию биологического материала, обеспечивать его хранение;
  • готовить стандартные и рабочие растворы для градуировки приборов и проведения измерений;
  • владеть основами лабораторной техники;
  • пользоваться лабораторной аппаратурой;
  • проводить санитарно-химические, санитарно-бактериологические и радиологические исследования факторов среды обитания человека;
  • владеть унифицированными методами лабораторных исследований;
  • давать качественную и количественную оценку объекта исследований;
  • дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторных исследований;
  • выявлять признаки типичных патологических процессов в органах и тканях по результатам анализа;
  • взаимодействовать с другими подразделениями в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • владеть навыками профессионального общения;
  • обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима на рабочем месте;
  • владеть знаниями по профилактике ВИЧ-инфекции;
  • проводить санитарно-просветительную работу;
  • соблюдать правила безопасности труда и противопожарную безопасность при эксплуатации помещений, оборудования и аппаратуры.

ПечатьE-mail

www.president.gov.byedu.gov.byminzdrav.gov.bywww.brest-region.gov.bypravo.bybrsm.bybelmapo.bywww.ripo.unibel.bywww.nihe.bsu.bywww.pinsk.gov.byБез имени 2