Педагогическая поддержка как метод профилактики суицидального поведения обучающейся молодежи

Суицид (от англ. самоубийство) – следствие болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизни. Особенно тяжелыми и опасными, по своим последствиям, бывают кризисы у эмоциональных, легкоранимых личностей.

Задача профилактической работы не может быть сведена только к выявлению лиц с уже сформировавшимися суицидальными тенденциями с последующей их коррекцией.

Акцент в профилактике необходимо делать на предотвращении самой возможности переживаний.

В данной работе значение имеет:

— ориентация на укрепление психического и морального здоровья молодых людей;

— их оптимистической заряженности;

— готовности к преодолению жизненных трудностей.

Смещение акцента профилактических мер в социальную и психологическую область имеет особое значение, т.к. факты свидетельствуют, что именно здесь кроется основная часть причин, приводящих молодых людей к личностному кризису и самоубийству.

Большинство подростков и юношей, покушающихся на самоубийство, косвенно предупреждают ближайшее окружение о своем намерении покончить жизнью.

Поведением или высказываниями выдает суицидальное желание, поэтому, если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, ее можно предотвратить.

Кураторам групп, преподавателям дисциплин следует:

— тщательно анализировать микроклимат в каждой учебной группе до уровня отдельной личности;

— профессионально реагировать на все изменения в отношениях.

Эффективной педагогическая поддержка будет при условии доверия и встречного движения человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, к тому, кто искренне и открыто готов вместе с ним искать реальное решение его проблемы.

Условия, облегчающие реализацию внутренних источников роста страдающего человека:

— естественность, подлинность, искренность педагога в выражении своих чувств, способность его «быть самим собой»;

— теплая забота и принятие учащегося таким, какой он есть, уважение к нему как к личности, заслуживающей внимания;

— эмпатия, сензитивное понимание, умение взглянуть на молодого человека с его собственной точки зрения, эмоциональный контакт с миром чувственного опыта человека.

Соблюдение названных условий переводит взаимодействие педагога с учащимися из ролевого русла в жизненное, что не может не отразиться на успехах в обеспечении психологической безопасности их.

Цель педагогической поддержки — становление в сознании представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они возникают. Другими словами, необходимо, чтобы подросток, юноша учился не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлял над следующими моментами:

— как и почему возникла данная проблема;

— чего он хочет добиться своими действиями;

— насколько это реально;

— что он может сделать для осуществления желаемого;

— что ему мешает;

— как справиться с этой помехой;

— как отразится то, что он задумал, на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию;

— как поступить, чтобы по возможности не усугубить ситуацию и т.д.

В результате этой длинной цепочки размышлений человеку предстоит выбрать (то есть совместить свои «хочу» со своими «могу» и «не могу»), что ему теперь предстоит сделать.

Педагогическая поддержка вытекает из реальных нужд, которые учащийся испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Ему необходима помощь и поддержка другого человека (других людей).

Касательно трудностей, связанных для улучшения отношений со сверстниками, актуальными будут кураторские часы по таким темам: «Если ты поссорился», «Учимся разбираться в людях», «Если девушка забывает об осмотрительности, а юноша об ответственности», «Если я не могу справиться с плохими мыслями».

На занятиях в беседах, на кураторских часах необходимо уделить время вопросам взаимоотношений с родителями: «Если в семье случилось несчастье», «Если меня не понимают родители», «Материальное положение семьи: кому его создавать».

Используя такую тематику бесед, педагогам, кураторам учебных групп в рамках профилактики суицидального риска не предлагается на внеурочных мероприятиях, в рамках программы дисциплин обсуждать с учащимися тему суицида.

Важным ресурсом педагогической поддержки будет содействие формированию адаптивных механизмов, механизмов социализации, которые в свою очередь, «сыграют» свою антисуицидальную роль. Фактически в рамках педагогической поддержки у учащихся формируются или укрепляются уже имеющиеся антисуицидальные барьеры.

Таким образом, педагогическая поддержка в рамках профилактики суицидального риска представляет собой деятельность, которая строится как:

— совместное обсуждение и определение с учащимся (группой) его (их) собственных интересов и целей (через рефлексию, столкновение реальных «хочу» и «могу» и попытки их совместить);

— выбор одного из вариантов этого «совмещения» как цели и образа предстоящей деятельности (самоопределения);

— обсуждение условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант;

— обсуждение и планирование необходимых действий реализации задуманного (проектирование деятельности);

— договор о необходимых формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного.

 

Педагог-психолог:

Г.Н.Полховская