Медиакультура и медиапотребление в белорусском обществе

Скачать материалы

Медиакультура и медиапотребление
в белорусском обществе

 

Материалы подготовлены

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений Министерства информации Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, БелТА, интернет-источников.

 

В условиях глобальной информатизации общества и возрастающей скорости протекания всех социальных процессов, основная роль в формировании ценностных ориентаций личности и общества, сохранении исторической памяти переходит к медиакультуре, средствам массовой информации (далее – СМИ).

Сегодня в информационном пространстве наиболее активно развиваются новые медиа – мультимедийные многоканальные персонализированные интернет-ресурсы. Интернет давно стал одним из основных источников получения новостей и пространством для общения.

На совещании с руководителями ведущих государственных СМИ 11 февраля 2020 г. Глава государства А.Г.Лукашенко подчеркнул: «Сегодня Интернет уже не просто дышит в спину государственной прессе, но и по некоторым позициям вырывается вперед, а Telegram-каналы, блоги, социальные сети по влиянию как минимум сравнялись с традиционными СМИ. Молодежь в основном там.

Мобильный телефон с выходом в Интернет в распоряжении всех желающих: от ребенка до пожилого человека. И эти материалы им доступны в любое время суток. Нашим СМИ в Интернете надо работать масштабнее, эффективнее».

Так, по данным компаний «We Are Social» и «Hootsuite», отраженным в отчете о состоянии цифровой сферы «Global Digital», в январе 2021 г. во всем мире Интернетом пользовались 4,66 миллиарда человек. Таким образом, уровень проникновения Интернета в мире составляет 59,5%: доступ к нему есть более чем у половины населения земного шара.

В Беларуси уровень проникновения гораздо выше – более 85% жителей нашей страны являются пользователями Интернета.

Социальные медиа (социальные сети и мессенджеры) являются одним из наиболее популярных интернет-ресурсов. В мире насчитывается 4,2 миллиарда их пользователей (53,6% мирового населения). В среднем каждый день в течение 2020 г. в социальных медиа создавалось более 1,3 миллиона новых аккаунтов, что составляет примерно 15,5 новых пользователей в секунду. Таким образом, с каждым годом все больше интернет-пользователей получают информацию, материалы СМИ через социальные сети и мессенджеры.

Рядовой пользователь социальных медиа сейчас проводит на этих платформах 2 часа 25 минут каждый день, что соответствует примерно одному дню в неделю за вычетом времени на сон.

В Беларуси, согласно данным отчета «Digital 2021» и внутренней статистике интернет-платформ, значительная доля трафика белорусов также приходится на мессенджеры и социальные сети.

Интернет позволяет получить быстрый доступ к различного рода информации, быть в курсе последних новостей, оперативно делиться ими со своим окружением. Вместе с тем, качество информации в Интернете не всегда однозначно. Так, нередко в Сети можно встретить непроверенные, а иногда – и целенаправленно искаженные сведения, «фейки». Информационная агрессия на глобальном и национальном уровнях перестает быть редкостью, становясь центральным звеном гибридных войн.

Поэтому очевидно, что сегодня именно контент национальных СМИ и интернет-ресурсов, уровень медиакультуры населения, становятся одними из ключевых факторов, которые обуславливают характер протекания различных социальных процессов в нашей стране. В этой связи Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на встрече с политическим активом страны 16 сентября 2020 г. сделал акцент на том, что «средства массовой информации должны быть проводниками государственной идеологии, а журналисты – самой государственной категорией специалистов».

Медиапотребление в современном белорусском обществе

Сегодня информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. СМИ, которые эту информацию распространяют, уже давно неформально называют «четвертой властью» ввиду неоспоримости оказываемого ими большого влияния на настроения общества. В связи с этим очень важно понимание места новых технологий в медиапотреблении, осмысление того, какие СМИ используются гражданами, каково их качество и разнообразие.

Справочно.

Медиапотребление – это количественная и качественная оценка медиа-каналов (информационных или развлекательных СМИ), используемых одним человеком или группой людей. В широком смысле сюда относятся чтение газет и журналов, просмотр телепрограмм и прослушивание радио, интернет-активность.

Современная белорусская аудитория имеет доступ к различным медиа и платформам (телевидение, радио, газеты в онлайн-среде, мобильные приложения, сайты разных СМИ и др.). Медийное поле Республики Беларусь насыщенное и разнообразное. Так, на 1 ноября 2021 г. в Министерстве информации Республики Беларусь зарегистрировано 1608 печатных СМИ; 261 телерадиовещательное СМИ; 9 информационных агентств; 37 сетевых изданий. При этом большинство из них (1275) – негосударственные (1180 печатных СМИ; 81 – телерадиовещательное; 7 информационных агентств и 7 сетевых изданий).

Справочно:

В Витебской области осуществляют деятельность 74 средства массовой информации (без учета республиканских СМИ): 2 сетевых издания (государственные), 51 печатное издание (26 государственных газет, 13 негосударственных, 12 журналов), 21 электронное СМИ
(6 государственных радиопрограмм, 4 государственных телепрограммы, 6 негосударственных радиопрограмм,
5 негосударственных телепрограмм).

Информационное пространство нашей страны открыто, несмотря на то, что в этом есть определенные риски: в Беларуси распространяются порядка трех тысяч зарубежных СМИ, большинство – русскоязычных.

Продолжает развиваться Байнет (белорусская часть сети Интернет). Летом 2021 г. в реестре национальной зоны находилось 149 423 домена .BY и .БЕЛ, а за первую половину текущего года в зонах .BY и .БЕЛ было зарегистрировано 1 454 тыс. доменов, или около 87 имен в сутки.

Влияние Интернета на жизнь белорусов колоссально. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2020 г., 85,1% населения в возрасте 6–72 года имеет доступ к Интернету, 71,3% населения выходят в Сеть ежедневно.

Помимо просмотра фильмов, поиска информации и чтения новостей, белорусы активно используют социальные сети и мессенджеры. Это приводит к тому, что они становятся полноценными коммуникационными центрами. Наиболее популярными мессенджерами у белорусов являются Viber – 87%, Telegram 56%, WhatsApp 46%, Skype – 22%; социальными сетями: ВКонтакте – 3,8 млн пользователей, Instagram 3,2 млн пользователей, Одноклассники 2,8 млн пользователей, Facebook 750 тыс. пользователей.

Процесс обмена информацией в белорусском обществе характеризуется высокой оперативностью и интенсивностью. Активная и повсеместная информатизация позволяет рассматривать новые медиа в качестве влиятельных источников информации, оказывающих серьезное воздействие на формирование общественного мнения. При этом отмечается преобладающая роль социальных сетей и новостных сайтов как информационных источников.

Справочно.

По результатам исследования, проведенного по заказу Министерства информации в 2020 г. Центром социологических и политических исследований БГУ, граждане Беларуси чаще всего обращаются к таким источникам информации, как социальные сети и телевидение (59,8% и 59,4% соответственно). Каждый второй респондент читает информационные и новостные сайты (49,4%), каждый третий использует мессенджеры (34,4%).

Важным показателем в оценке медиапотребления является первоочередность выбора источника информации в течение дня. Как показывают результаты выше обозначенного исследования, жители регионов Беларуси начинают свой информационный день преимущественно с просмотра телепередач (35,1%) или посещения социальных сетей (33,7%). На третьем месте с существенным отставанием находятся информационные и новостные сайты (14,1%).

Таким образом, доступность Интернета широкой аудитории вывела глобальную сеть в разряд ведущих источников информации. Реалии таковы, что виртуальная среда сегодня стала мощнейшим фактором влияния на население и государство в целом. Как следствие – стремительное развитие данного сегмента медиасреды требует серьезного подхода к решению возникающих в нем проблем.

Правовые основы государственной информационной политики в Республике Беларусь

Растущая роль СМИ (особенно интернет-СМИ) в социальных процессах вызывает необходимость в проведении системной государственной информационной политики, в основе которой лежит фундаментальное право человека на информацию, закрепленное Конституцией Республики Беларусь.

Главным механизмом государственной информационной политики выступает правовое регулирование деятельности СМИ. Государство стремится, с одной стороны, создать благоприятные условия для функционирования масс-медиа, с другой – соблюсти при этом интересы личности, общества и государства.

«Не умаляя преимуществ, возможностей и перспектив, которые открыл человеку информационный мир, мы должны обратить внимание и на его обратную сторону. На искусственную реальность, которая дала зеленый свет манипуляциям, обману, преступлениям, потворствует низменным инстинктам человека.

Постоянное присутствие человека в социальных сетях, на форумах, медиа-каналах формирует интернет-зависимость. Люди просто выпадают из реальной жизни и теряют элементарные коммуникативные навыки. Что еще хуже, они теряют способность к аналитическому мышлению, поскольку содержание и смысл происходящего вокруг формируют за них социальные сети, мессенджеры и поисковые алгоритмы.

Происходит это не бесконтрольно. Сознание людей – в руках крупнейших гигантов интернет-индустрии, услугами которых не брезгуют пользоваться спецслужбы отдельных государств», – заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на VI Всебелорусском народном собрании.

Защита национальных интересов в информационной сфере является одной из важнейших функций государства. В Республике Беларусь до недавнего времени действовали одни из самых либеральных законодательных норм в области работы СМИ, защиты от распространения порочащих сведений и клеветы, защиты персональных данных и национальных интересов в сфере информационной безопасности.

Внешнее вмешательство во внутреннюю политику Беларуси заставляет внимательно посмотреть на законодательный опыт других стран и с учетом имеющейся специфики внедрить его в правовое поле Беларуси.

Справочно.

В Германии в июне 2017 г. был принят закон «О защите прав пользователей в социальных сетях», направленный на цензуру онлайн-экстремизма. Он обязывает социальные сети, у которых больше двух миллионов пользователей в ФРГ, в течение 24 часов с момента получения жалобы удалять посты, содержащие призывы к ненависти и ложную информацию.

В апреле 2021 г. Европейский парламент принял закон, требующий от интернет-компаний «удалять или отключать доступ к контенту, помеченному как террористический» в течение одного часа после уведомления национальных властей.

В этой связи серьезным шагом в защите и развитии белорусского информационного пространства стал ряд новаций, значимых для сферы правоотношений в области массовой информации, предусмотренных в Законе Республики Беларусь от 24.05.2021 № 110-З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации».

Следует отметить, что многие изменения нацелены на регулирование правоотношений в интернет-пространстве. В частности, расширен перечень лиц, которые не вправе выступать в качестве учредителей СМИ. Это касается в том числе и владельцев интернет-ресурсов, в отношении которых приняты решения об ограничении доступа, а также физических и юридических лиц, ранее выступавших в качестве учредителей СМИ, выпуск которого прекращен по решению суда, а также физических и юридических лиц, ранее выступавших в качестве участников или собственников имущества организации, признанной экстремистской.

Также установлен ряд запретов в части создания и функционирования СМИ с иностранным участием. В частности, предусматриваются меры, направленные на минимизацию иностранного влияния на белорусский информационный рынок. Теперь, независимо от времени создания СМИ, их учредителями не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица с иностранным участием.

Расширен перечень информации, распространение которой запрещено как в СМИ, так и на интернет-ресурсах.

Справочно.

В этот перечень, в частности, входит: недостоверная информация; информация, направленная на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащая призывы к такой деятельности; другая информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено законодательными актами.

Кроме того, введен запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации, проведенных без получения необходимой аккредитации.

Под запрет подпадает не только размещение подобных материалов, но и гиперссылок на источники, в которых эти материалы содержатся.

Существенно изменен подход к правовому статусу журналиста СМИ. Так, в целях недопущения распространения «фейковых» новостей запрещено использование прав журналиста СМИ для фальсификации информации, а также распространения недостоверной информации под видом достоверных сведений.

Введена возможность лишения аккредитации журналиста СМИ, если им было совершено умышленное противоправное деяние в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Для оперативного пресечения распространения противоправной информации Министерство информации, наряду с судом, обладает полномочиями по принятию решения о прекращении выпуска СМИ (например, в случае вынесения двух и более письменных предупреждений юридическому лицу, на которое возложены функции редакции СМИ, либо учредителю СМИ, либо владельцу сетевого издания).

Кроме того, право на вынесение решений об ограничении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию предоставлено Генеральному прокурору, а также прокурорам областей и г.Минска в отношении интернет-ресурсов, сетевых изданий, посредством которых распространяется информация, направленная на пропаганду экстремистской деятельности или содержащая призывы к такой деятельности, а также информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь.

Случаи ограничения доступа к интернет-ресурсам и прекращения выпуска СМИ были дополнены таким основанием, как принятие Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере решения о наличии информационных сообщений, распространение которых способно нанести вред национальным интересам.

Закрепляется возможность ограничения доступа к копии интернет-ресурса, доступ к которому ранее был ограничен.

Справочно.

С полным текстом Закона «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации» можно ознакомиться по ссылке: https://pravo.by/upload/docs/op/H12100110_1621890000.pdf.

Также с целью оперативного противодействия пропаганде экстремизма и распространению экстремистских материалов, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2007 № 513 Министерство информации осуществляет ведение и опубликование республиканского списка экстремистских материалов (далее – республиканский список).

Справочно.

К экстремистским материалам относится информационная продукция, используемая для вовлечения в экстремистскую деятельность, и ее пропаганда.

Республиканский список размещается на официальном сайте Министерства информации, а также публикуется в газете «Рэспублiка» и сетевом издании «zviazda.by».

Содержание информационной продукции, включенной в республиканский список, разглашению не подлежит.

Необходимо знать, что распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, влечет за собой административную ответственность.

Более того, в рамках реализации постановления Совета Министров № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» экстремистскими формированиями признаются в том числе телеграм-каналы, то возможным является применение уголовной ответственности к их участникам, т.е. подписчикам телеграм-каналов.

По данной статье создателям, организаторам и участникам экстремистских формирований грозит лишение свободы на срок до 7 (семи) лет.

Способы противодействия манипулятивным техникам в СМИ

Одним из принципиально значимых направлений в борьбе государства с различного рода манипуляциями в СМИ является предоставление населению объективной, беспристрастной информации о ситуации в стране и мире.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко неоднократно отмечал необходимость активизации работы в Интернете, социальных сетях, создания качественной отечественной медиапродукции, усиления информационно-разъяснительной работы в СМИ, в противовес распространению недостоверной информации о Беларуси различными оппозиционными и западными новостными ресурсами.

Для этого в целях своевременного донесения до граждан позиции государства, объективного и всестороннего информирования о деятельности государственных органов Президентом Республики Беларусь был подписан Указ от 19.03.2020 № 106, который внес изменения в Указ от 06.02.2009 № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации». В соответствии с ним руководители государственных органов и иных организаций несут персональную ответственность за состояние работы по информационному обеспечению и сопровождению государственной политики в медийной сфере.

В то же время, события последних лет неоднократно показывали, что основные сражения за Беларусь сегодня проходят не в высоких кабинетах или в честной борьбе на избирательных участках, а именно в информационном поле. Наша страна и раньше нередко сталкивалась с откровенной провокаторской деятельностью представителей ряда оппозиционных и зарубежных медиа. В погоне за сенсациями отдельные СМИ неоднократно занимались недостоверным освещением событий в Беларуси, стремились при помощи различных «фейков» и искажений реальной информации оправдывать действия организаторов несанкционированных выступлений.

Вырос и градус деструктивных материалов. К сожалению, у пользователей сети Интернет становится все сильнее привычка обращать внимание на острые материалы и пропускать аналитику, кропотливо собранные, интересные, но совсем не сенсационные факты.

Поэтому, с целью противодействия различным деструктивным влияниям и принимая необходимость соответствовать духу времени, в 2020–2021 гг. в отечественном медиапространстве была развернута широкая информационная и разъяснительная работа.

Так, в эфире телеканала «Беларусь 1» центральной площадкой для развенчания и опровержения «фейковых» новостей стала программа «Клуб редакторов». Специальные сюжеты, посвященные данной тематике, выходят в программе «Главный эфир», а в рамках программы «Панорама» имеется регулярная рубрика «Фейку NET». При этом для подготовки проектов и выпусков новостей используется только официальная информация государственных органов и достоверных источников.

Телеканал «ОНТ» запустил проект «Антифейк», ввел специальные рубрики «Будет дополнено», «Тревожная кнопка». Развенчивание «фейковых» новостей также регулярно осуществляется как в рамках информационно-аналитических программ, так и специальных проектов «Марков. Ничего личного» и ток-шоу «ОбъективНО».

На телеканале «СТВ» опровержение «фейков» происходит в информационно-аналитической программе «Неделя», а также в авторских проектах «Тайные пружины политики» и «Политика без галстуков и купюр».

Активно работают в этом направлении БелТА, «СБ. Беларусь сегодня», «Звязда», другие центральные издания.

Так, БелТА систематически публикует материалы по теме противодействия распространению «фейковых» новостей, предлагает своей аудитории авторитетные мнения, высказывания на информационной ленте агентства, сайте belta.by, в еженедельнике «7 дней», журнале «Беларуская думка», а также в аккаунтах агентства в социальных сетях и мессенджерах.

На страницах газет, выпускаемых ИД «Беларусь сегодня», интернет-сайте, в эфире «Альфа-радио» выходят публицистические материалы по актуальным темам А.Муковозчика, В.Гигина, Л.Гладкой и других авторов.

Справочно:

Государственными региональными СМИ противодействие различным деструктивным влияниям, развенчивание «фейковых» новостей осуществляется посредством рубрик: «Из первых уст», «Антифейк», «Осторожно: фейк!», «Подробности», «Факт и комментарий», «Объективно», «По слухам и авторитетно» и др.

 

Общая тенденция весьма позитивная: традиционные государственные издания и электронные СМИ буквально за год-два резко прибавили и в итоге стали заметной частью Байнета.

Однако все усилия, предпринимаемые государством по развенчанию ложной и деструктивной информации, будут тщетны, если сами белорусы не будут задумываться о том, что и зачем они читают или смотрят, кому они готовы верить.

Поэтому обязанность каждого ответственного гражданина, патриота своей страны состоит в том, чтобы повысить свою осведомленность о проблеме использования манипулятивных технологий в СМИ и Интернете, развить навыки распознавания и противодействия им.

Первоочередную помощь в этом может оказать способность отличать «фейковые» новости в Интернете от настоящих. Для этого специалисты дают следующие советы:

Изучите источник новости. Прежде всего, необходимо найти первоисточник – того, кто первым опубликовал эту информацию. Следует попытаться понять, что это за ресурс или человек, каковы их цели? Если это сайт – то можно ли на нем найти данные о дате и месте регистрации, сотрудниках, номера телефонов редакции? Если человек – это реально существующий автор? Можно ли ему доверять? Что о нем пишут в Интернете? Если у статьи нет автора, то это часто делается во избежание ответственности за написанное.

Изучите новость целиком. Не следует судить о новостях только по заголовкам, потому что с целью привлечения внимания аудитории названия «фейковых» статей делаются намеренно сенсационными и вызывающими. Но при внимательном прочтении новости оказывается, что заголовок не соответствует внутреннему содержанию статьи. Обращайте внимание на обманчивые заголовки, мнения, которые представлены как факты, искажения фактов, полностью выдуманные обстоятельства и проигнорированные детали.

Изучите ссылки, указанные в новости. Пройдите по ссылкам, вставленным в статью, и проверьте, действительно ли они соответствуют данной новости. Выясните – ссылки ведут к надежным, авторитетным источникам или к каким-то сомнительным безымянным сайтам или экстремистским Telegram-каналам?

Проверьте дату выпуска. Актуальна ли данная информация? Проверьте хронологию событий, описываемых в новости. Зачастую старые события перерабатываются и преподносятся как новые, даже если они больше не актуальны.

Оценивайте непредвзято. Помните, что люди больше склонны доверять той информации, которая подтверждает их убеждения, и отрицать те сведения, которые противоречат их мнению. Необходимо стремиться избегать этой ошибки.

Обратитесь к специалистам. Ищите подтверждение экспертов, которые действительно разбираются в освещаемой теме. Проверьте их полномочия, квалификацию, гражданскую позицию, а также предыдущие заявления.

Необходимо помнить, что развитая способность различать «фейковые» новости от настоящих сводит к минимуму вероятность манипуляции мнением человека, подталкивания его к осуществлению незаконных действий.

***

В настоящее время информационная сфера приобретает ключевое значение для любого государства и каждого человека. Интересы людей становятся все более разносторонними, возрастает значение коммуникационных технологий, расширяется область их использования населением, увеличивается роль информации в жизни общества.

Однако наряду с этим Республика Беларусь, как и все страны, не может игнорировать принципиально новые риски, связанные с информатизацией: наращивание деструктивных воздействий на общество, манипулирование массовым сознанием, распространение недостоверной информации и пр. Еще в марте 2019 г. на заседании Совета Безопасности Беларуси Глава государства А.Г.Лукашенко подчеркнул, что «… нарастание в мире конфликтности и отсутствие в данной сфере четких правил поведения превращают эти риски в реальные угрозы конституционным основам и всестороннему развитию любого государства».

Именно поэтому сегодня необходима эффективная деятельность государства по обеспечению информационной безопасности. Она должна опираться на разумно выстроенную правовую основу и единое понимание стратегических целей и общих задач. Успешное осуществление этой деятельности невозможно без понимания всеми жителями Республики Беларусь возможностей, потенциала и сопутствующих рисков, которые несет в себе современная информационная среда.