СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5-04-0911-03
ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
Квалификация «Фельдшер-акушер. Помощник врача»
1. Квалификационная характеристика специалиста
1.1 Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, развивать собственную активную гражданскую позицию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; обладать коммуникативными навыками профессионального и личностного взаимодействия, быть способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; стремиться к постоянному повышению квалификации, самостоятельному овладению профессиональными знаниями и навыками, их совершенствованию.
1.2 Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- целях и задачах по сохранению и укреплению здоровья населения в Республике Беларусь;
- системе организации и оказания медицинской помощи в Республике Беларусь;
- нормативных правовых актах и других документах по вопросам общественного здоровья и здравоохранения;
- строении органов, систем и физиологических функциях организма человека;
- показателях здоровья и патологии человека;
- профилактике заболеваний;
- диагностике основных синдромов заболеваний и их осложнений у взрослых и детей;
- основных и дополнительных методах обследования пациента;
- постановке предварительного диагноза и оказании неотложной доврачебной помощи пациентам с разными видами патологии;
- причинах, механизмах развития, клинических проявлениях, неотложной доврачебной помощи при заболеваниях, несчастных случаях и различных видах травм;
- организации лечения и медицинского ухода на дому;
- диетологии;
- медицинской реабилитации;
- реаниматологии и анестезиологии;
- геронтологии и гериатрии;
- мероприятиях по охране здоровья матери и ребенка, перинатальной охране плода, охране и укреплении репродуктивного здоровья;
- методах контрацепции;
- физиологии и патологии беременности, родов и послеродового периода; оказании неотложной медицинской помощи при экстренных акушерско-гинекологических состояниях;
- динамическом наблюдении за здоровыми и больными;
- иммунопрофилактике детского и взрослого населения;
- основных группах лекарственных средств, их действии на организм человека, способах введения, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях, особенностях применения лекарственных средств, в том числе у беременных, детей, лиц пожилого и старческого возраста;
- этапах сестринского процесса, осуществлении сестринского ухода за больными при различной патологии;
- организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- основах трудового законодательства, технических нормативных правовых актах, регламентирующих охрану труда и пожарную безопасность;
- организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни населения;
- первичной учетной медицинской документации.
2. Содержание профессиональной деятельности специалиста
2.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации здравоохранения;
- учреждения социальной защиты населения;
2.2 Объекты (предметы) труда
Объектами труда специалиста являются процессы, связанные с:
- постановкой предварительного диагноза;
- определением состояний, требующих неотложной помощи;
- проведением лечебных мероприятий по назначению врача;
- динамическим наблюдением за хроническими больными;
- динамическим наблюдением за беременными и родильницами, роженицами и детским населением;
- проведением профилактических прививок детям и подросткам, отдельным лицам и группам населения;
- обеспечением санитарно-гигиенического и противоэпидемического благополучия населения;
- проведением информационной работы по формированию здорового образа жизни населения.
2.3 Средства труда
Средствами труда специалиста являются:
- оборудование организаций здравоохранения, в том числе аппаратура медицинских лабораторий и кабинетов, вычислительная техника;
- медицинский инструментарий и предметы ухода;
- нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность;
- планы работы, первичная учетная медицинская документация;
- методы и приемы гигиенического обучения и воспитания.
2.4 Продукт (результат) труда
Результатом труда специалиста является:
- укрепление здоровья населения;
- профилактика заболеваний;
- снижение заболеваемости;
- формирование здорового образа жизни.
2.5 Виды профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности специалиста квалификации «Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи» по специальности являются:
- организации здравоохранения различного ведомственного подчинения и форм собственности;
- другие организации, связанные с оказанием медицинской помощи и предоставлением медицинских услуг населению.
2.6 Профессиональные функции специалиста
Специалист квалификации «Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи» должен быть компетентным в выполнении следующих профессиональных функций:
- оценка состояния пациента, выделение ведущих симптомов и синдромов заболеваний;
- диагностика неотложных состояний и оказание экстренной и неотложной медицинской помощи;
- оказание медицинской помощи населению в организациях здравоохранения и на дому;
- проведение самостоятельного приема и консультирования пациентов в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения;
- проведение медицинского наблюдения и участие в медицинской реабилитации пациентов с различными заболеваниями;
- оказание реабилитационной медико-социальной помощи пациентам с хроническими заболеваниями, пожилым людям и инвалидам;
- выполнение лечебно-диагностических назначений врача-специалиста;
выполнение лечебных и диагностических процедур; - взятие биологического материала для лабораторных исследований;
- наблюдение и осуществление прегравидарной подготовки женщин;
- наблюдение и обследование беременных, рожениц, родильниц;
- выявление ранних признаков беременности, определение сроков беременности, родов и декретного отпуска;
- обследование состояния плода, определение его положения;
- оказание акушерского пособия при физиологических родах;
- выявление факторов риска возникновения акушерской патологии, определение тактики действий фельдшера-акушера;
- оказание скорой медицинской помощи при экстренных состояниях в акушерстве и гинекологии;
- проведение первичной обработки новорожденных;
- участие в проведении реанимации новорожденных;
- наблюдение и уход за новорожденным ребенком;
- организация и проведение профилактических прививок детям и взрослым;
- обучение пациента и членов его семьи навыкам ухода и самообслуживания, приемам оказания первой помощи;
- проведение шифровки болезней в соответствии с международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;
- выписывание лекарственных средств с помощью рецептурных справочников;
- обеспечение правильного хранения, учета и списания лекарственных средств;
- соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на рабочем месте;
- проведение информационно-просветительской работы по гигиеническому обучению и воспитанию, формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний,
ведение медицинской документации; - обеспечение выполнения требований по охране труда, пожарной и электробезопасности;
- эксплуатация компьютерных и телекоммуникационных систем.
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5-04-0911-06
МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
Квалификация «Фельдшер-лаборант»
1. Квалификационная характеристика специалиста
1.1 Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных наук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде, развивать собственную активную гражданскую позицию; грамотно использовать профессиональную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; обладать коммуникативными навыками профессионального и личностного взаимодействия, быть способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; стремиться к постоянному повышению квалификации, самостоятельному овладению профессиональными знаниями и навыками, их совершенствованию.
1.2 Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:
- системе организации лабораторной службы в Республике Беларусь;
- правилах эксплуатации измерительной аппаратуры и испытательного оборудования в клинико-диагностических лабораториях;
- порядке стандартизации и метрологического обеспечения лабораторного контроля;
- правилах забора биологического материала для лабораторных исследований;
- правилах отбора проб для лабораторных исследований;
- методическом, техническом, организационном обеспечении и практическом выполнении медицинских лабораторных исследований;
- анатомо-физиологических характеристиках всех систем организма человека;
- проявлениях патологических процессов в организме человека;
- методах оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях, травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях и родах;
- порядке взаимодействия лабораторно-диагностической службы с организациями здравоохранения;
- санитарно-гигиенических и противоэпидемических требованиях при подготовке и проведении лабораторных исследований;
- этических и деонтологических требованиях по общению с коллегами по работе и пациентами;
- нормативных правовых актах по охране труда, окружающей среды и пожарной безопасности;
- порядке ведения первичной учетной медицинской документации.
2. Содержание профессиональной деятельности специалиста
2.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации здравоохранения;
- научно-исследовательские институты;
- научно-практические центры;
- учреждения образования медицинского профиля;
- центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья,
санаторные учреждения; - организации, оказывающие населению платные медицинские услуги.
2.2 Объект (предмет) труда
Объектами труда специалиста являются процессы, связанные с:
- выполнением лабораторных исследований;
- соблюдением правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
- ведением первичной учетной медицинской документации;
- проведением санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди населения;
- выполнением кодекса профессиональной этики.
2.3 Средства труда
Средствами труда специалиста являются:
- нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность фельдшера-лаборанта;
- средства измерений и испытательное оборудование, вычислительная техника;
- первичная учетная медицинская документация.
2.4 Продукт (результат) труда
Результатом труда специалиста является:
- своевременное и качественное проведение необходимого объема лабораторных исследований для диагностики заболеваний, контроля за лечением;
- выполнение мероприятий учетно-статистического характера.
2.5 Виды профессиональной деятельности специалиста
Сферой профессиональной деятельности по специальности являются:
- лаборатории организаций здравоохранения различного ведомственного подчинения и форм собственности, центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;
- лаборатории других организаций, связанных с оказанием медицинской помощи и предоставлением медицинских услуг населению.
2.6 Профессиональные функции специалиста
Фельдшер-лаборант должен быть компетентным в выполнении следующих профессиональных функций:
- выполнение гематологических, иммуногематологических, общеклинических, гистологических, цитологических, биохимических, коагулологических, иммунохимических, паразитологических, микробиологических, иммунобиологических, вирусологических, молекулярно-биологических лабораторных исследований методами, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
- организация материально-технического обеспечения собственной профессиональной деятельности;
- взятие капиллярной крови, подготовка биологического материала для лабораторных исследований;
- проверка пригодности для исследований поступившего биологического материала, правильности сопроводительной документации;
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биологического материала, обеспечение его хранения;
- приготовление стандартных и рабочих растворов для калибровки приборов и проведения измерений;
- отбор проб для санитарно-химических, санитарно-бактериологических и радиологических исследований факторов среды обитания человека;
выполнение санитарно-химических, санитарно-бактериологических и радиологических исследований факторов среды обитания человека;
гигиеническая оценка факторов среды обитания человека; - качественная и количественная оценка объекта исследований;
- интерпретация результатов лабораторных исследований с позиции «норма-патология»;
- соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на рабочем месте;
- ведение медицинской документации;
- проведение информационно-просветительской работы по формированию здорового образа жизни;
- соблюдение требований по охране труда, пожарной и электробезопасности;
- эксплуатация компьютерных и телекоммуникационных систем.
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5-04-0911-05
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Квалификация «Медицинская сестра (медицинский брат)»
1. Квалификационная характеристика
1.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием
Сферой профессиональной деятельности медицинской сестры по специальности являются:
- организации здравоохранения различного ведомственного подчинения и форм собственности;
- другие организации, связанные с оказанием медицинской помощи и предоставлением медицинских услуг населению.
1.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием
Объектами профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием по специальности являются:
- пациент;
- лечебно-диагностическая, профилактическая и реабилитационная помощь пациенту;
- нормативные правовые акты, организационно-распорядительная документация, регламентирующая деятельность медицинской сестры;
- медицинская документация;
- компьютерные и телекоммуникационные системы, программное обеспечение.
1.3 Виды профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием
Медицинская сестра должна быть компетентной в следующих видах профессиональной деятельности:
- лечебно-диагностической;
- реабилитационной;
- медико-профилактической;
- учетно-отчетной;
- информационно-просветительной.
1.4 Профессиональные функции специалиста со средним специальным образованием
Медицинская сестра должна быть компетентной в выполнении следующих профессиональных функций:
- выполнение лечебных и диагностических манипуляций;
- обеспечение сестринского ухода в стационарных и домашних условиях;
- участие в реабилитационной помощи пациентам с хроническими заболеваниями;
- оценка состояния пациента;
- оказание неотложной медицинской помощи;
- проведение профилактических прививок;
- обеспечение инфекционной безопасности;
- проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни;
- обучение пациента и его семьи навыкам ухода и самообслуживания, приемам оказания первой помощи;
- обеспечение гигиены труда на рабочем месте;
- ведение медицинской документации;
- обеспечение требований охраны труда, пожарной и электробезопасности;
- эксплуатация компьютерных и телекоммуникационных систем.
1.5 Средства профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием
Средствами профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием по специальности являются:
- изделия медицинского назначения и расходные материалы;
- лекарственные средства;
- нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность медицинской сестры.
2. Требования к уровню подготовки выпускника
2.1 Общие требования
Выпускник должен:
- владеть знаниями и умениями в области социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, использовать информационные технологии на уровне, необходимом для осуществления социальной и профессиональной деятельности;
- уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности;
- владеть государственными языками (белорусским, русским), иностранным языком на уровне, необходимом для осуществления профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
2.2 Требования к психическим и психофизиологическим профессионально значимым свойствам личности
Выпускник должен обладать способностью к сосредоточению, устойчивостью внимания, четким зрительным восприятием, оперативной и моторной памятью.
2.3 Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен:
- обладать ответственностью и дисциплинированностью, аккуратностью, добросовестностью, трудолюбием;
- быть способным к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям;
- уметь работать в коллективе, решать проблемные вопросы, принимать самостоятельные решения;
- быть способным к совершенствованию профессиональной деятельности, повышению квалификации в течении всей жизни;
- соблюдать нормы здорового образа жизни.
2.4 Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:
лечебно-диагностическая:
- выполнять лечебные и диагностические манипуляции;
- обеспечивать сестринский уход;
- оценивать состояние пациента, оказывать неотложную медицинскую помощь;
- осуществлять забор биологического материала для лабораторных исследований;
- обеспечивать необходимые условия хранения лекарственных средств;
- использовать изделия медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;
- использовать технические нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность;
- соблюдать требования безопасности труда при выполнении лечебных и диагностических процедур;
реабилитационная:
- контролировать выполнение пациентом режимных моментов, диетотерапии, дозированных физических нагрузок;
- обучать пациента и родственников вопросам ухода и самоконтроля за течением заболевания;
медико-профилактическая:
- обеспечивать инфекционную безопасность;
- планировать и проводить профилактические прививки населению;
- обеспечивать соблюдение требований по охране труда и пожарной безопасности, охране среды обитания человека;
санитарно-просветительная:
- проводить санитарно-просветительную работу по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний;
учетно-отчетная:
- обеспечивать ведение медицинской документации;
- использовать технические и электронные средства получения, обработки и передачи информации;
- рассчитывать и анализировать статистические показатели деятельности структурного подразделения организации здравоохранения.